Аннотация: о том зачем нужна свободная пресса, почему господин Ликсутов в Алжире не смог бы устроиться даже ремонтником подвижного состава, а также рассказ о том, как в Москве гонят брак, и хвастаются его количеством.
Власть в общем и целом, это инструмент получения некоторого результата. Ну - это если подойти с точки зрения теории, конечно :) В теории есть некий господин, его зовут... ну скажем Ликсутов... и он хочет изменить мир к лучшему. Он бы мог пойти и начать менять его сам - устроиться, например, слесарем по ремонту подвижного состава в Мосгортранс. Работал бы руками и кувалдой - чинил бы трамваи, все были бы очень довольны. Но Ликсутов решил, что он мог бы сделать много больше, если бы у него была власть. Если бы он мог использовать ее, как свой инструмент, чтобы организовать кучу людей махать кувалдой за него. То есть он почему-то решил, что он знает как именно надо организовать кучу людей, чтобы повысить их способность получать идеальный результат в работе молотком. И вот чтобы организовать этих людей он понял, что ему нужна власть.
Но он не стал начальником службы подвижного состава. Потому что счел, что у него есть еще больший талант. Он шире и глубже. Он распространяется не только на ремонт подвижного состава трамвая. Он счел, что умеет организовать множество людей, чтобы планировать маршруты, делать посадочные площадки и остановки, строить велопрокаты и велопарковки, управлять метро и ликвидировать в нем возгорания... Он счел, что власть ему нужна для того, чтобы управлять большой группой людей у которых уже есть власть. Ему нужна была власть, потому что он подумал, что сумеет совладать со всей этой системой. То есть он почувствовал в себе талант управлять теми, кто уже кем-то управляет. И власть - как инструмент - оказалась у него в руках.
Как и всякий инструмент, власть, требует навыка обращения с ней. Дело в том, что у нее есть куча настроек и свойств, меняя которые можно налаживать ее КПД. Если у вас есть ключ - вы можете закрутить гайку быстрее, с меньшими усилиями и лучшим качеством, чем если вы делаете это руками. Это понятно. И это можно проверить - замерив время вашей работы, проверив через какой промежуток времени гайка ослабнет. Так вот с властью можно поступить точно также - можно проверить, насколько она эффективно применяется. Качество управления - это вполне измеримый параметр.
На самом деле это очень просто. Для того, чтобы проверить эффективность применения власти надо измерять какое время прошло от принятия решения, до воплощения идеи и ее внедрения в штатную эксплуатацию. А также проверить, насколько идея от момента предложения, до момента внедрения извратилась. Если вы попытаетесь говорить в таких измеримых в общем-то величинах, то любой чиновник начнет шуметь и рассказывать, что вы негодный теоретик, и что не все в его власти, и что ему мешали и так далее. То есть начнет искать оправдания, уверяя, что дело нельзя было сделать мгновенно (и это правда!) и дело нельзя было сделать идеально точно (и это тоже правда!). Что существуют начальные условия (ох какая это горькая правда!), и что сравнивать что либо с чем либо совершенно некорректно (а вот это уже наглая ложь).
Сравнивать и можно и нужно. Просто сравнивая не надо забывать, что у всякого дела есть предыстория. Сравнивать можно, и качество управления можно оценивать количественно. Более того, будь у людей у власти минимальное желание, чтобы их оценили, они могли бы в сам механизм принятия решений и подготовки их к внедрению "зашивать" маркеры проверки качества их работы. Возьмите любую муниципальную или государственную программу - и даже по тем куцым количественным показателям, что в нее заложены, вы обнаружите что она сорвана. Или, как вариант, вы обнаружите, что показатели не характеризуют качества системы, а характеризуют только ее количество. Например, в программе напишут "модернизировано 146 км путей трамвая". Модернизация ради модернизации? Может быть там должно было быть написано "маршрутная скорость трамвая увеличена на 27%"? Аналогично в программе пишут "будет закуплено 120 единиц низкопольных трамваев". А это много или мало? Что это изменит? В салонах станет просторней? Загрузка снизится с 5,6 человек на метр до 4 человек на метр? Или там доступность трамвая для маломобильных граждан увеличится на 34%? Или скорость посадки в салон возрастет на 15%, а эксплуатационные затраты снизятся на 17%?
Программы пишутся так, чтобы люди не смогли проверить качества работы власти. В них сознательно не включаются параметры, которые бы характеризовали КПД управления как процесса человеческой деятельности. Для менеджера по продажам в магазине вводится вполне четко характеризующий его работу параметр - число продаж - от которого зачастую зависит его зарплата. Зарплата в системе управления никак не зависит от качества управления. При всем том, что Ликсутов сам рисует программы, сам вписывает в них параметры оценки - при всем этом оплата его деятельности от них никак не зависит.
Давайте посмотрим, каковы результаты работы Ликсутова на практике. Я подчеркну - это результаты именно и лично Ликсутова. Потому что качество пользования властью в полной мере характеризует и соответствие результата задумке.
Ликсутов поставил совершенно здравую задачу: трамвай рельсовый транспорт, он идет в заранее заданном габарите, а значит нет никаких проблем сделать посадочные площадки вровень с уровнем пола вагона. Тогда ускорится высадка/посадка, маломобильные граждане смогут без посторонней помощи садиться в вагон, это повысит безопасность и всем станет хорошо. Он захотел сделать так, как сделано в Алжире:
А теперь давайте посмотрим, что удалось сделать Ликсутову, наделенному всей необходимой властью сделать хорошее дело... Для начала очень безопасный подъем на площадку... Для безопасности маломобильных калек их пандус ничем не отгорожен от линии трамвая, установленные перила - неудобны для опоры (к сведению Ликсутова перила должны продолжаться чуть-чуть вперед и назад от уклона, чтобы за них можно было взяться на ровной поверхности). Зачем-то для всех остальных придуманы ступеньки. Материалы применены такие, что все рассыпается.
Удобна ли посадка с этой площадки в вагон?..
Тут нашу редакцию, конечно, обвинят в предвзятости. Дескать татра - устаревший вагон, и не в силах Ликсутова исправить двери на ее переднем свесе. Правда это не татра, а МТТЧ - и заказал ее Мосгортранс. И по всей логике событий это НОВЫЙ вагон. Но ладно... Бог с ним. Возьмем вагон ТОЛЬКО ЧТО "с конвейера" завода... Новенький, только что вышедший на линию вагон 71-623. Низкопольный!
Что же мы видим? Мы видим количественную характеристику работы господина Ликсутова во главе Департамента транспорта Москвы. Закупленные при его мудром руководстве вагоны ВЫШЕ чем построенные при его мудром руководстве посадочные площадки. Более того, между совершенно ровным бортом вагона и ровной посадочной площадкой осталась ровная канава, в которую будут проваливаться ножки маленьких детей, колеса колясок и трости старушек.
В производственной программе Мосгортранса с особой гордостью говориться о планах строительства более ста таких НЕПРАВИЛЬНЫХ площадок, и о перспективе оборудования НЕПРАВИЛЬНЫМИ площадками всех остановок трамвая в городе Москве. "Славна Москва историей". В любой нормальной стране об этом бы писали на следующий день после выхода новых вагонов на линию все газеты. Потому что это - сенсация. Это растрата бюджетных денег на мусор. Это яркое свидетельство того, что господин Ликсутов умеет управлять хуже, чем господа из Алжира.
Однако Ликсутов страшно обидится на такие заявления. Ведь он ХОТЕЛ как лучше. Это же не в его власти - проконтролировать что и как будет сделано его подчиненными... Он купил 67 новых трамваев. Он построит более сотни новых площадок, которые ПО ИДЕИ, были бы хороши. Он считает, что любить его следует уже за одно НАМЕРЕНИЕ. Ведь у него, в отличии скажем от необразованного Хуснуллина, хотя бы хорошие намерения... тот то вообще - плохо делает плохие вещи. И на его фоне Ликсутов - талантливый менеджер! Правда в Алжире его бы не пустили даже чинить эти трамваи - там надо было бы уметь добиваться результата, а не высказывать намерение.
Так вот именно так в России управляют всем. У нас на полном серьезе считается, что решение о необходимости выхода из кризиса равносильно выходу из кризиса. За факап с площадками никто не уволен. Никто не получил выговора. Конструкцию площадок доделывать или переделывать тоже не собираются. Думаю к концу года, когда выполнят неправильно установленные количественные показатели - создадут нужное число неправильных площадок - кого-то даже наградят премией. Вот, к слову, зачем нужна свободная пресса - чтобы власть не могла увлечься такими показателями... чтобы хоть кто-то увидев идиотизм и криворукость управления начинал шуметь. Шуметь не для того, чтобы снять Ликсутова с поста - это бессмысленно, так как тогда придется заново с нуля учить нового талантливого менеджера - а чтобы он исправил эту ошибку, и не допускал такие же в последующем.
Многие, кстати, думают, что можно было бы просто взять проект алжирской площадки, обмерять его и построить у нас такую же. И что это было бы самым простым решением вопроса. Это, увы, не так. Приведу пример.
Это отличный вагон - VarioLF в Москве. Большую его часть собрали в Чехии, а дособрали вагон в Москве на заводе ТРЗ, входящем в структуру Мосгортранса. То есть у ТРЗ были чертежи, сведения как надо, опыт чехов, их консультации... Чего же не нашлось?!
Отопителя. Калорифера не нашлось. О чем я? Это я о ступеньках в салоне. Их три и они очень разного размера. В нижней из них - встроен калорифер.
А как же выглядит салон оригинальной чешской VarioLF, собранной полностью в Чехии? А вот так:
История в том, что чехи осилили найти отопитель такого габарита, что он влез в ступеньку, а завод ТРЗ - нет. В результате в Москве догадались увеличить ступеньку, под размер того отопителя, который сумели раздобыть. Собственно по этим двум снимкам видно, на чем еще умудрились сэкономить в Москве: сидений не ставили ставить на низкопольной площадке (а и правда - зачем? Залез в вагон, хочешь посидеть - карабкайся наверх!), куда-то "потеряли" белые пластины, закрывающие обычно интересные места пассажирок в юбках от посторонних взглядов (у нас транспорт-община - у нас можно всем все показать). Думаете может что это от экономии? Хрен там - московская варио обошлась городу дороже, чем любой другой четырехосный вагон, который есть в Москве. По мнению завода она "в полной максимальной комплектации".
Так что даже имея полные чертежи, имея кучу денег на разработку, в Москве все равно будут гнать брак. Почему? Да потому, что неверно указаны целевые показатели. Система управления убедила сама себя что число сделанных площадок характеризует ее работы с избытком, а качество с которым они сделаны не важно - важно только намерение сделать хорошо. Так как у нас нет свободной прессы, заклевать за это господина Ликсутова некому. Поэтому он будет и дальше гнать брак, и отчитываться его количеством. Надеюсь, что я немного объяснил, почему нам очень дорого обходится отсутствие нормальной свободной прессы.