Ленинский и его светофоры

May 29, 2013 09:33

Аннотация: Сидел, никого не трогал, а тут присылают ссылку на пробок.нет: мол, ребята пишут, что на Ленинском проспекте предельные фазы светофоров, и что никак иначе, чем снятием светофоров и развязками ничего решить нельзя, а потому реконструкция по версии мэрии - это очень хорошо. Пришлось прочитать... Ну и вот некоторые соображения о прочитанном.

Вот за что я не люблю пробок.нет, так это за мелочность в подходах к транспортному планированию... Даже не знаю, откуда у них это дело - вроде бы среди них в ГИБДД никто не служил, и, по идее, должны люди уметь смотреть на вопрос не одного перекрестка, а большой системы. Но нет. Каждый раз примерно одно и то же. :(

Андрей Мухортиков разбирает пофазные схемы для перекрестков и совершенно убедительно показывает, что пропускная способность перекрестков в результате реконструкции вырастет. В Филадельфии мы с Вучиком тоже внимательно занимались этими перекрестками - день на это убили. Вопроса о том, что пропускная способность по ним вырастет, никакого нет. Как в отчете пишет сам Вучик, на участке от МКАД до пл. Гагарина пропускная способность проспекта вырастет на пятьдесят процентов. Беда в другом, а именно, в пауке типичных транспортных корреспонденций района.

Для транспорта, пересекающего проспект, но не выезжающего на него, ситуация с перекрестками станет лучше: этот вид трафика пересечет проспект быстрее. Только вот потом он встанет на пересечениях с соседними радиальными магистралями, потому что там пропускная способность тоже исчерпана. По оценке Блинкина (я настолько точно не возьмусь оценивать сам), хвосты от перекрестков следующих за Ленинским радиальных улиц дойдут до самого Ленинского, затруднив участки съездов и перестроений. То есть мы пересечем Ленинский быстро, спору нет - чтобы встать в глухую пробку на следующем перекрестке.

Аналогичная картина, только в другом масштабе, будет и на самом Ленинском: трафик выходит на него и будет двигаться быстро-быстро... до самой площади Гагарина. А вот там он попытается уйти на ТТК, потому что это самый удобный путь перераспределения трафика на подъезде к центру города. И тут у нас расположена развязка, которая ДАВНО исчерпала пропускную способность. Замечу - никаких на ней светофоров уже нет, и никакого увеличения ее пропускной способности на ней реконструкция не планирует. То есть наши быстрые потоки быстро приезжают на нее и встают в пробку, причина которой - низкая пропускная способность съездов с проспекта. Аналогичная штука повторяется далее на Калужской площади и еще дальше на перекрестке с Полянкой.

Именно поэтому Вучик включает в отчет мысль о том, что задача дороги не иметь бесконечную пропускную способность на каком-то своем участке, а иметь ОДИНАКОВУЮ пропускную способность, соответствующую пропускной способности съездов. Иначе съезды тупо блокируют основной ход дороги. Далее Вучик считает пропускную способность съездов в центре (после и на Гагарина) и считает пропускную способность на подъезде к центру (сечение до Гагарина), и получает что они принципиально разные. То есть выезды с проспекта не способны будут выпустить трафик, который по нему быстро и без светофоров доедет. Далее он меня спрашивал - а что будет с ростом трафика... Я дал ему материалы по Новой Москве, дал карты загрузки улиц и потоков по времени на соседних участках... Его вывод: «Так реконструкция же просто привлечет сюда дополнительные поездки, а пропускная способность лимитирующих съездов в центре останется прежней!» И спрашивает меня (главное я-то тут причем?) - «Зачем же тогда они делают это?! Это же абсурдно».

Я как раз говорю, что они стараются улучшить условия пересечения проспекта южнее площади Гагарина. Тогда мы опять берем перекрестки, и начинаем смотреть, во что упрется поток, пролетев их... И выясняем, что он упрется на Вернадского и на Профсоюзной. Смотрим их загрузку в пик четверга - там уже перегрузка по всем направлениям. И так далее и тому подобное по каждому участку.

Ключевой момент в посте Андрея на мой взгляд вот: «Причина проста: пропускная способность перекрестков Ленинского исчерпана, и все переигровки в этой ситуации будут латанием Тришкина кафтана». Это абсолютно точно причина всего. Только честнее было бы написать: пропускная способность Ленинского исчерпана, его съездов в центре исчерпана, перекрестков за ним - исчерпана... Поэтому весь город стоит в пробках. И тут надо выбирать, что же в связи с этим делать - пытаться расширить ВСЕ дороги и ВСЕ перекрестки, или пытаться снизить автомобильные потоки и нагрузку на улицы. Этой теме у Вучика посвящено в отчете много места. Он, например, приводит в пример Чикаго где строили радиальные хайвеи, а потом поняли, что становится от них только хуже, так как центр не может переварить трафик с них. И перестали строить. Потом он приводит в пример Лос-Анжелес, Хьюстон и Детройт где очень много строили дорог, и пытались как раз увеличить пропускную способность на каждом участке, где она исчерпана. В результате сейчас по отчетам американских ученых самые большие пробки в США, в то время как в Сан-Франциско и Нью-Йорке, практически отказавшихся от строительства дорог и расширения существующих, - пробки минимальные.

В итоге авторы отчета по Ленинскому говорят: надо уравнять его пропускную способность и пропускную способность съездов с него по всей длине (исключив причину образования пробок). Для этого надо СОКРАТИТЬ объем трафика, и для этого в проекте надо изменить число скоростных полос и ввести линию ЛРТ. То есть дается системный совет, с учетом всей окружающей проспект обстановки. Причем при таком подходе мы не боимся того, что на ЛРТ повиснет Новая Москва - потому что это не уронит пропускной способности проспекта, как транспортного коридора.

Я вот не могу понять, почему в пробок.нет не хотят посмотреть на вопрос системно. Ну вот увеличили мы пропускную способность какого-то перекрестка. О’кей. А что на следующем за ним будет? Все перекрестки сделаем с развязками? Центр города для этого сносить будем?..

Да, реконструировать дороги надо. Но их надо реконструировать для уравнивания пропускной способности на входе и на выходах. Если у вас есть широкая труба, на которой висит маленький кран стока, то из нее выльется столько же, сколько из маленькой трубы с маленьким краном. Реконструкция Ленинского в планах мэрии - это попытка расширить и так широкую трубу, в которой застоялась вся вода из-за очень маленьких кранов стока.

Скоро доклад Вучика, Тора и Зива будет опубликован, и, надеюсь, коллеги из пробок.нет его внимательно почитают. Потому как сейчас их посты про реконструкцию Ленинского проспекта вызывают искреннее изумление. Такое чувство, что ребята хотят переспорить сразу Блинкина, Бочарова, Вучика, Якимова... ну, в общем, всех транспортных инженеров мира.

жизнь

Up