Новая схема Московского метро: встречайте в вагонах!

May 23, 2013 20:41




В поездах Сокольнической линии Московского метрополитена начата расклейка новых схем, разработанных Студией Артемия Лебедева в рамках конкурса объявленого и проведенного Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Фондом "Городские проекты". Ура, товарищи!
В октябре прошлого года в Дептрансе появилась идея привлечь пассажиров метро, горожан и просто неравнодушных людей к разработке новой схемы метрополитена. Это было делом новым и не обычным, все понимали, что это будет не так уж и просто, но никто не знал точно как именно "не просто" это будет :) Процесс со стороны Департамента курировал, организовывал и вдохновлял Владимир Титов, со стороны "Городских проектов" в это дело с головой включился я. Первое, что надо было сделать - сформулировать общее понимание того, какой должна быть схема, что на ней должно быть представлено, а что было бы не нужным. Грубо говоря нужно было ТЗ, или как его называют дизайнеры - бриф.

Бриф рождался очень быстро, потому что времени не было :) Мы с вами в ЖЖ и на форумах обсудили и проголосовали по некоторым важным моментам в части содержания схемы. Очень важно было понять, чего же хотят увидеть на ней пассажиры, чего на ней действительно не хватает. Практически сразу стало ясно, что нам надо уйти от старого классического подхода: "схема метро - это схема ГУП "Московский метрополитен". Схема метро для Москвы это нечто большее, это основной способ общения между транспортной системой и пассажиром. Она не может быть ведомственной, она должна была стать схемой транспорта города, подсказчиком и советником по удобным пересадкам, проводником идеи интермодальных перевозок. В некотором смысле даже его новым узнаваемым символом.

Затем надо было разделить "слои информации" - понять что именно нужно в вагоне, а что нужно в вестибюле, на какой информации надо сделать акценты, а какую, наоборот, надо стараться убрать. Так появилась мысль о "схеме-трансформере", которая масштабируется в зависимости от места размещения. Нам требовалась уже не одна схема - нам нужны были схемы под все типы вагонов, для вестибюлей, на колонны экстренного вызова, на светодиодные табло, наконец, схема нужна была на многих языках для гостей города. В вопросе выработки подхода к схеме активно включился в работу советник руководителя Дептранса, куратор темы навигации на транспорте, Алексей Митяев. Сроки еще больше поджимали, потому что хотелось успеть все сделать в рамках штатной процедуры обновления схем, не вынуждая Метрополитен изменять ее сроки из-за конкурса.

Ключевым моментом в истории было формирование компетентного жюри из специалистов, способных не только грамотно оценить работы конкурсантов, но и дать к ним исчерпывающие замечания и советы. И я думаю нам всем очень сильно повезло со специалистами, которые согласились включиться в работу. Дело тут не только в том, что в состав жюри вошли уважаемые профессионалы, главное что все они были очень неравнодушными и искренне заинтересованными в успехе этого дела людьми. В процессе проведения конкурса и сбора работ по предложениям участников техническое задание разъяснялось и уточнялось дополнительно. В некоторые моменты было очень сложно, потому что хорошая схема требовала принятия нетипичных бюрократических решений. Можно ли разделить схему и правила?.. Нужен ли метрополитену пэйджер? Где мы сможем разместить схему так, чтобы она была крупнее и нагляднее? Наверное не очень много людей способны оценить по достоинству реальную сложность решения таких вопросов, связанных с межведомственными согласованиями. Главное, что все эти вопросы решались, обсуждались и прорабатывались Департаментом транспорта и Московским метрополитеном с целью добиться максимального результата.

Жюри отобрало три работы, которые были выставлены на голосование горожан. Варианты схем были размещены в метрополитене, чтобы пассажиры были максимально информированы о проходящем конкурсе. В финал вышли схемы от дизайнера Ильи Бирмана, Студии Артемия Лебедева и от дизайнера центра дизайна РИА Новости Антона Мизинова. В голосовании приняло участие 70 тысяч человек (!), в результате с 52% голосов победил вариант предложенный Студией Артемия Лебедева.

Тут важно пояснить один момент - еще до начала конкурса у целого ряда дизайнеров, в том числе у Студии Лебедева были готовые варианты схем Московского метро. Но все они для участия в конкурсе требовали не просто доработки, а скорее даже  масштабной переделки. Конкурс послужил поводом для того, чтобы дизайнеры смогли продемонстрировать свое мастерство сделать огромную работу в крайне сжатые сроки. В ходе конкурса все схемы участников обрели новое рождение, потому что объем и структурированность информации возросли на схемах многократно. Это была масштабная и нужная работа - нужная и для метрополитена, и для дизайнеров: просто "взять готовое" не было бы решением этой задачи.

По итогам рассмотрения всех работ, а также согласования и досогласования различных аспектов новых схем, было принято решение взять дополнительное время на всестороннюю доработку схемы-победителя (отмечу, что это тоже требует "бюрократического мужества"). Конкурсная комиссия не только не прекратила работу по финалу конкурса, но и скорее увеличила усилия. Тут надо отметить фантастическую терпимость и стойкость сотрудников Студии Артемия Лебедева, работавших над проектом. Уже после финала была самым серьезным образом доработана схема для вагонов, помимо этого началась просто огромная работа по схемам отдельных линий, схемам для вестибюлей и инфо-колонн. Тут, надо сказать честно, опять пришлось немного побороться в области бюрократии, юридических аспектов и прочих не очень интересных пассажиру вещей, но и Студия Лебедева, и Дептранс, и Метрополитен сумели найти приемлемые варианты и в этом деле.

И вот, наконец, 22 мая схемы были отпечатаны в типографии и переданы для расклейки в депо метрополитена. Первым делом они попали в поезда Сокольнической линии, в самое ближайшее время они появятся во всех вагонах Московского метро. После этого будут обновлены "схемы линии", а также размещены новые схемы в вестибюлях на станциях, на платформах и на инфо-колоннах.

Вся эта история показала как не смотря на трудности можно делать хорошие, приятные и красивые вещи, ко всеобщей выгоде. Московский метрополитен и бюджет города не потратили на схемы ни рубля, проведя все работы в рамках планового обновления схем. Студия Артемия Лебедева получила заслуженный почет и уважение, а записки арт-директора Людвига Быстроновского в процессе работы над созданием схемы, я уверен показали красоту подхода и уровень работы студии для многих потенциальных заказчиков. Жители города и гости Москвы получили отличный образец дизайна, который сможет и украсить метро, и послужить новым узнаваемым символом города. "Городские проекты" тоже остались довольны тем, что поработали над развитием и улучшением Москвы :) Так что тут можно сказать одно - ведь можем же, когда захотим! :))

З.Ы.: А я надеюсь, что все это послужит в скором времени появлению всяких и всяческих сувениров с новой схемой. Мне завидно ходить по Нью-Йорку и видеть схему местного метро на сумках, кошельках, рюкзочках, тапочках, кепках... Хочу схему-московского-метро пазл! ;) Транспорт - это шикарный узнаваемый символ города, и его надо продвигать и позиционировать! А схема метро - это красиво, стильно и круто.



жизнь, городские проекты

Up