Трудное дело - отбивать муниципальные деньги у жуликов

Oct 18, 2012 17:08

В Самаре сейчас идет история - забавней не придумаешь... Делят электронную систему оплаты проезда в муниципальном транспорте. Я эту историю наблюдаю с момента появления системы электронного проездного, так что перескажу в лицах :) Почитайте, если интересно, что такое бизнес-по-русски, и как не просто бывает такие истории отбить.

Предыдущего мэра Самары, господина Тархова, на выборах поддержала не только партия "Справедливая Россия", но и очень могучая финансово-промышленная группа "СОК", по сути контролировавшая на тот момент Самарскую область. Я уже писал, что не так важно кто и в какой партии состоит - важннее, какие группы влияния есть в регионе, и кого они поддерживают. Так что СОК поддержал кандидата Тархова, а тот, став мэром, решил поддержать СОК. Я не вспомню сейчас сколько ключевых постов в мэрии ушли бывшим сотрудникам этой чудной финансовой группы (насколько я знаю - ее руководитель в федеральном розыске нынче), но департамент транспорта достался Валерию Графскому. До этого он в 2001 году возглавил ОАО "Самарские оконные конструкции", ну, и как вы понимаете, был транспортник хоть куда :)

Так что возглавив Дептранс он занялся такими важными вопросами, как закрытие автобусных парков расположенных на вкусных участках земли (было закрыто 3 из 5 имевшихся), и созданием системы электронных карт для оплаты проезда. Карты выпускало ООО "Самарская карта", использующая по договору оборудование и ПО от Новосибирской "Золотой короны". Впринципе система, каких было в 2008 году достаточно. Процессинговый центр, в котором обрабатывались данные, выпуск карт - все было на "Золотой короне" и управлялось в Новосибирске. На "Самарской карте" были финансовые потоки, и локализация технологии в городе Самара. Так вот мне уже тогда, когда эта услуга была навязана Графсим в ТТУ рассказали, кто является фактическим владельцем этой ОООшки. Учредителями и официальными лицами были бывшие сотрудники СОКа, а ТТУшники, и потом авторитетное деловое издание "Самарское обозрение" написали, что компания оказалась финансово связана с бизнесом Ирины Графской.

Это бывает... я допускаю что человек никому не доверят, кроме жены.. не наказуемо, что называется. Что же полезного сделало ООО "Самарская карта"? Во-первых, назначило отличную стоимость своих услуг - 6% от транзакции. Во-вторых, через дептранс транспортные МПы обязали купить новые турникеты, валидаторы, программное обеспечение, и сделать на базе киосков ТТУ и станций метро пункты пополнения карт. То есть все расходы скоромно положили на транспортные предприятия, а вот завышенную ставку по доходам, все же оставили себе. Что еще оставили себе? Деньги, которыми люди пополняли карты. Они попадали на счета ООО "Самарская карта" и перечислялись транспортникам после 15-20 дней от момента оплаты проезда. Для сведения - оборот составлял порядка 70 миллионов ежемесячно. Ничего так добавка, к 6%? ;)

Так что когда я первы раз в жизни общался с на тот момент будущим мэром Самары Дмитрием Азаровым, я ему рассказал об этой прекрасной финансовой схеме. Азарова избрали мэром, и, естественно, в транспорте одним из первых вопросов был вопрос о системе оплаты... вернее приведении ее в какую-то разумную и контролируемую область. К тому моменту собственники и учредители ОООшки успели поменяться несколько раз, хотя впринципе все знали, кто контролирует всю систему. Так что, насколько я знаю, с Валерием Графским встретились в мэрии и предложили не сходить с ума, а снизить ставки по транзакциям, и авансировать предприятия. Он был уверен, что монополию на рынке захватить удается только раз в жизни, и что сдвинуть его оттуда никто не осилит, так что послал всех... ну скажем так далеко.

Мэрия крепко задумалась. МПы стонали от того, что их деньги прожирает непойми кто, но взять и завтра отменить систему - не реально.. на руках у жителей была куча карточек, которые они КУПИЛИ у ООО "Самарская карта" (она даже карточки бесплатно не раздавала). Поэтому начали продумывать, как тут быть, и искать разные системы платежей, альтернативные существующей. Нашли "Удобный маршрут", "Штрих-М" и естественно, обратились в саму "Золотую корону", которая поставляла технологию и ранее. В "Золотой короне" высказались в том духе, что город - сам дурак, на таких условиях пустить себе непойми кого. Им объяснили, что не город дурак, а даже наоборот - бывший руководитель Дептранса слишком умный. И "Золотая корона" сказала, что в ее собственности находятся все карты, что есть в обращении, коды доступа к ним, в собственности транспортников - терминалы оплаты и все прочее. То есть посредник в лице "Самарской карты" настолько потерял совесть, что по сути ничем не обеспечен, а значит может быть заменен.

Тогда встал вопрос о том, что его надо менять... При этом желания жить с Новосибирском тоже не было. Ибо туда уходили платежи, а значит налоги. Поддержки системы быстрой сделать тоже было нельзя. То есть центр нужен был в Самаре. Новый центр, который бы включил и процессинговый центр для работы с картами, занялся бы наращиванием точек распространения и пр. На это, естественно, нужна была куча денег. У города их не было, у МПов и подавно. Так что начали искать местных бизнесменов, которые могли бы потянуть тему и самостоятельно профинансировать все вопросы связанные с созданием параллельной системы, и разгруливанием отношений с "Золотой короной". Город поставил условие - граждане не должны ощутить никаких проблем. МПы добавили - ставки должны быть разумные, при авансировании МПов, а договор новый такой, чтобы транспортники контролировали все денежные потоки и работу с ними. Так было создано ООО "Транспортная карта"... Оно договорилось заплатить "Золотой короне", чтобы выкпить ее карты и программные базы, и чтобы "Золотая корона" на переходный период поддержала эту систему.

Когда стало ясно, что параллельная система создана в мэрию прибежал Графский с предложением снизить ставку по процентам. Ну, что называется, вовремя. Но паровоз уже ушел далеко, да и технически та система которая была - уже не отвечала требованиям времени. Например она не была совместима с платежной системой УЭК, - требованием ФЗ. Она не поддерживала повременую оплату проезда. А главное - сами терминалы прошли гарантийный срок и барахлили, их и так, и так надо было срочно менять. В результате 15 августа перевозчики приняли решение перейти на новую систему, что и сделали. На счетах старой системы на тот момент находилось порядка 35 миллионов платежей граждан. И тут - бизнес по-русски, осознав что грабить дальше не дадут, кое-кто решил ограбить в последний раз - и деньги тупо зажал :) В результате транспортные МПы через суд пытаются отсудить долги по перевозкам. Граждан, естественно, возят в соответствии с тем, сколько они заплатили (данные сколько они заплатили ушли в Новосибирск, это деньги остались у Самарской карты)... Ну, тут как говорится, я надеюсь, что суд разберется.

Кстати, забавная история - ровно в тот момент, как "Самарская карта" решила не платить по счетам, ее уставной капитал резко упал до 10 тысяч рублей. И теперь, понимая что на "Самарской карте" висят солидные долги, которые по закону придется отдавать собственнику, Валерий Графский сделал "финт ушами" и продал компанию областному ГУПу. Впринципе, для области, у которой куча перевозчиков, а электронной системы оплаты нет - приобретение от части полезное - по крайней мере сервера, каналы связи и некоторый софт там есть, уже что-то. Хотя честно сказать, я бы на их месте с Графским не связывался бы...

Итак, новая система - процессинговый центр переезжает в Самару (хотя пока переходный период его поддерживает Золотая корона, чтобы карты использовались непрерывно), ставка платежей снижается до 4,5%, предприятия начали получать авансирование за перевозки (в чем и есть смысл проездных, к слову). Новое оборудование специализированное, годится для повременной системы, печатает чеки, поддерживает NFC и УЭК и кучу чего еще. Вполне разумно что сотрудничеством с новой системой, в отличии от старой, заинтересовались и коммерческие перевозчики и областной перевозчик - СППК, оператор электропоездов. Они ведут переговоры с новой системой о подключении к ней.

И вот в этот момент Валерий Графский пишет открытое письмо мэру в СМИ о том, что его бизнес рейдерски отжали :) Мне вот это представляется просто очаровательным. Даже интересно, что ему ответит теперь мэрия - ведь матом же отвечать нельзя :))) Причем Графский человек со сноровкой, подключил и блоггеров специально, обсирать новую систему... и попросил ребят из пиарщиков, связанных с СОКом опубликовать его письмо... Так что я думаю скоро пресса напишет о том, какой у нас мэр ворюга оказался, как он обокрал бедного и пушистого малого предпринимателя Графского. Причем граждане обязательно во все поверят, ибо как известно власть у нас никуда не годится, и там сидят одни жулики...

Вот и скажите, как в таких условиях что-то реформировать? Сделаешь что-то хорошее - все равно никто не оценит, возьмут и обосрут... причем сперва заказные товарищи и СМИ, а потом целый хор доверчивых граждан. Причем, вот написал это все, опубликую - уверен, придут и те, и те в комментарии и расскажут о том, что я на самом деле все вру, и что мое личное мнение на самом деле ложное, и я сам покрываю жуликов и воров и черти что еще. Но было бы странно, если бы не рассказал то, как мне видится эта история, по своим личным впечатлениям, с учетом того что именно я пришел первым к Азарову и рассказал эту ситуацию. Не претендую на истину в последней инстанции, каких-то кусочков истории я точно не знаю, где-то могли и мне соврать.. но вот снижение процента и авансирование платежей, а также техническое развитие системы - факт, который меня, как транспортника, очень радует.

жизнь, Самара

Up