Если вы делаете что-то достаточно массовое, предназначенное для людей - ну например, проектируете транспортную систему, или занимаетесь городской средой - то вам очень полезно знать с какими психами вам придется иметь дело. Это я о наших дорогих гражданах, точнее об их фобиях. Дело в том, что любого, даже совершенно нормального человека, преследуют по жизни разные фобии - кто-то боится замкнутого пространства, кто-то наоборот - открытого, кто-то высоты, а кто-то темноты. Психология много чего может об этом деле рассказать - жалко никто не слушает :) Ну то есть не то, чтобы совсем никто... Но я ни разу не видел людей, занимающихся в России планированием транспорта и общественных зон, которые бы имели хотя бы минимальное представление об этой теме.
Естественно все фобии учесть невозможно.. есть например те, кто панически боятся воды. Но их не очень много. А вот те фобии, которые относятся к широко распространенным учитывать стоит.
Сам
список фобий человека штука занимательная. Если что-то вообще есть в природе, то, судя по списку, его обязательно кто-нибудь панически боится. Например, есть люди боящиеся клоунов... да. Вот так вот. Так что давайте выпишем тех, кто будет нашими клиентами, при планировании городов и транспорта:
агирофобия - боязнь улиц, пересекать улицу
агорафобия - боязнь пространства, открытых мест, площадей, толп людей, рынков
акрофобия - боязнь высоты
акустикофобия - боязнь громких звуков
гаптофобия - боязнь прикосновения окружающих людей
гефирофобия - боязнь мостов
демофобия - боязнь скопления людей, толпы
клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства
климакофобия - боязнь ходьбы по лестнице, лестниц
мизофобия - боязнь заразиться инфекционным заболеванием, грязи, прикосновения к окружающим предметам
никтофобия - боязнь темноты, ночи
тахофобия - боязнь скорости
Фух... прочитав весь список даже стал подозревать, что его составил какой-то тролль... Однако даже для случая тех, кто боится числа "4" есть понятное объяснение, откуда они такие берутся. И есть разумные выводы: например в Азии в лифтах стараются не делать 4 этажа, а в США - 13 этажа... То есть в развитых странах проектировщики любят своих граждан настолько, что стараются учитывать их фобии при проектировании общественных пространств.
Как вы уже догадались, для каждой такой фобии есть те или иные способы ее обойти и учесть. Так что вот вам немного разных правил и рецептов, которые родились из страхов человека, но нашли свое отражение в рекомендациях для градопланировщиков:
Очень много людей, если брать все виды фобий, так или иначе боятся подземных и надземных переходов. Тут собираются в кучу те, кто боятся мостов, высоты, замкнутых пространств, темноты, скопления людей... В результате вполне серьезно получается большинство людей :) Московское правительство недавно заметило, что люди боятся пользоваться подземными переходами и решило их по этому случаю отремонтировать. Кстати, достаточно грамотно - сделали стены в светлых тонах и везде починили лампы освещения (привет тем, кто боится темноты и замкнутых пространств). На западе стараются избегать надземных и подземных переходов, делая везде где это возможно - плоскостные, обычные зебры. А если очень надо развязаться в разных уровнях, то подниматься или опускаться предлагают не людям, а машинам. Вы замечали, что у нас можно построить надземный переход (как правило отвратительную замкнутую трубу), или подземный переход - а люди все равно перебегают дорогу по земле? Дело не только в том, что пользоваться такими объектами не удобно (подниматься и опускаться тратя силы) - дело еще и в том, что людям подсознательно страшно туда заходить.
Огромная куча людей не любит метро - во-первых, там вечно давка. То есть все те, кто не любит когда к ним прикасаются посторонние, не любит скопления людей дополняют огромное число тех, кто боится замкнутых пространств. Вы видели как меняются лица людей при остановке поезда в тоннеле? :) Даже на пару минут. Он остановился, а куча людей уже нервничает. Немудрено, что в городах есть огромное число людей, которые бы предпочитали под землю не спускаться. Поэтому в Цюрихе граждане на референдуме не поддержали идеи закопать трамвай под землю - они сказали, что хотят смотреть за окном на жизнь города. По сути же вопрос не столько в жизни за окном, сколько в страхах. И тут надо сразу ответить тем, что хочет заметить "ишь какие пугливые - потерпят": эти страхи происходят из самой человеческой природы, бороться с ними в масштабах города практически нереально. Так что при проектировании уютного города их надо воспринимать как данность, и стараться не провоцировать их возникновение.
Люди не очень то любят огромные открытые пространства типа больших площадей. Поэтому площади отлично разнообразят предметы, за которые зацепится глаз - деревья, торговые павильоны и кафе. Многие люди не сочтут уютной площадь Тяньаньмэнь... так что в городе таких площадей много строить не стоит - одну, для парадов, и хватит. Остальные площади засадить деревьями, заставить скамейками, разнообразить газонами. Не допускать замкнутых пространств, но давать глазу зацепиться за что-то. Тогда многие люди скажут, что вы создали что-то уютное.
Верно и обратное - нельзя создавать толчию на узких пространствах. Она вызывает панику у достаточно большого числа людей. Так что машины припаркованные поперек тротуара, и сокращающее место для прохода, создающие локальные замкнутые пространства, локальную толчию, вынуждающие людей вторгаться в личное пространство других людей, это средство развития психоза у огромного числа людей идущих по улице пешком. Мы много говорим о том, что удобно, а что не удобно людям в городе... Но давайте назовем вещи своими именами - мегаполис типа Москвы вызывает депрессию и психоз у своих жителей, они вынуждает их становиться дергаными и нервными. Известно, что самоубийств в мегаполисах, в отношении на тысячу жителей, много выше, чем в менее крупных городах, и тем более в сельской местности. Городская среда содержит очень много агрессивных элементов, в том числе и вот такую парковку "поперек тротуара". Если бы улицу проектировали учитывая основные фобии человека, то дали бы большое пространство для пешеходов, чтобы не возникало толчии, оно было бы отделено от автомобильных пространств какими-то деревьями (препятствуя возникновению огромного пустого пространства).
Очень важная фобия - это боязнь темноты. Ей подвержено огромное число людей, так что ее очень важно учитывать при планировании общественных пространств. Никто не пойдет гулять по темной улице. Там чаще грабят - это так. Но даже если там не будут грабить, находиться там никто не захочет. Если вы ставите в парке скамейку, то над ней должен висеть фонарь. Если вы делаете подземный переход - он обязан быть отлично освещен, не содержать ни единого темного угла. Делаете пешеходную дорожку - осветите ее. Известен факт, что когда в городе включают праздничную иллюминацию, например к новому году, снижается число самоубийств, а уровень удовлетворенности людей жизнью увеличивается. Довольный человек лучше отдыхает, а значит лучше работает. Ярко освещать город вечерами - выгодно.
Если вы делаете пешеходный мост над дорогой, не надо запаковывать его "в трубу", не надо делать бетонных бортиков, закрывающих пространство и вызывающих "чувство клетки" - просто сделайте его широким, так чтобы пешеход, склонный к боязни высоты, не видел обрывов вниз, а видел широкую уверенную дорогу вперед. Если вы делаете общественный туалет в городе, сделайте в нем автоматическую дверь, автоматический смыв и автоматическую подачу воды в рукомойнике. Люди боятся прикасаться к поверхностям, к которым прикасались другие - так что они вас очень поблагодарят за такой туалет тем, что не будут из брезгливости и своей фобии "ходить по малой нужде" на его стену - лишь бы не прикасаться к его ручке.
Кстати, меня архитекторы читают? Расскажите - вам преподают психологию? Надо полагать преподают.. а рассказывают о фобиях? Вы их учитываете в своей работе, или просто это все уже включено в СНиПы и ГОСТы и выполняется механически?
А чего вы боитесь в городе? Какие есть менее страшные реализации страшных по своей сути вещей? Какое ведомство в городской Администрации по вашему мнению должно бороться с депрессией у населения, и должно ли?