Почему министр транспорта РФ рекомендовал Самаре скоростной трамвай?

Jul 17, 2012 17:41

Недавно в Самаре прошло совещание по проблемам развития транспорта в ПФО, под председательством Министра транспорта РФ М.Ю.Соколова. На вопрос о том, что будет с софинансированием метростроительства министр ответил так:
"Что касается метро, то на федеральном уровне принято решение о возобновлении финансирования. Но в целом я порекомендовал бы переходить на проекты скоростных трамваев".

Это и не удивительно, если учесть трудовое прошлое министра транспорта, ведь работая в Петербурге, он курировал в частности ЛРТшный проект "Надземный экспресс" - один из первых проектов скоростного трамвая в России. Так что министр отлично в курсе темы, и понимает преимущества скоростных трамваев перед метрополитеном.

Давайте и мы разберемся в логике Министра транспорта, и сделаем это на примере второй линии метрополитена Самары.

Вторая линия метрополитена в Самаре на первоочередном участке должна соединить железнодорожный вокзал с центральным автовокзалом, на этом участке планируется пять станций. Подробней можно посмотреть здесь. Речь о первом и втором пусковых участках, от станции Вокзальная до станции Орловская.

А теперь давайте проведем примерный расчет, сколько будет стоить такая линия в форме метро и в форме скоростного трамвая (легкого рельсового транспорта). Сперва цены.

- строительство метрополитена, за 1 км двухпутной линии мелкого заложения: 2 миллиарда рублей
- строительство метрополитена, за 1 станцию мелкого заложения: 5 миллиардов рублей
- строительство легкого рельсового транспорта, за 1 км двухпутной линии "в чистом поле": 150 миллионов рублей
- строительство легкого рельсового транспорта, за 1 км двухпутной линии "в городе": 120 миллионов рублей
- строительство легкого рельсового транспорта, за 1 км двухпутной линии "модернизация существующей линии": 60 миллионов рублей
- строительство легкого рельсового транспорта, полноформатная станция: 30 миллионов рублей
- один вагон метрополитена: 50 миллионов рублей
- один вагон легкого рельсового транспорта (из расчета шестиосного вагона с 80 процентами низкого пола): 40 миллионов рублей

Это цифры из коммерческого проекта-аналога, разрабатываемого для Московской области.

Если брать указанный участок второй линии, то калькуляция примерно следующая:
Метрополитен 5 станций, 5,4 км двухпутного пути: 5*5+5,4*2=25+10,8=35,8 миллиардов рублей. ЛРТ: модернизация 1 км, новое строительство "город" 4 км, 5 станций: 5*30+1*60+4*120=150+60+480=690 миллионов рублей.
В случае метрополитена еще потребуется больший объем отселения жителей (на Красноармейской), и одинаковый в отводе Центральной. Но черт с ним - не будем это учитывать, сочтем укладывающимся в погрешность.

Теперь возьмем еще и подвижной состав. Депо в обоих случаях имеется, однако если трамвайные позволяют хранить новый ПС, то в метрошном надо достраивать боксы.

На 5 км пути надо минимум 4 дополнительных состава по 4 вагона, то есть 16 вагонов + на треть расширить производственные площади депо Кировское.
На 5 км трамвая надо минимум 10 вагонов трамвая, сочлененных шестиосных.

Расширить депо в метро, примерно 1 миллиард рублей (очень консервативная оценка).
Метрополитен ПС: 1 миллиард + 16*50=800 миллионов, то есть 1,8 миллиарда
ЛРТ ПС: 10*40=400 миллионов.

Итого:
Реализация проекта в форме метрополитена: 35,8+1,8=37,6 миллиардов рублей.
Реализация проекта в форме ЛРТ: 690+400=1,09 миллиарда рублей.

Важно отметить, что и тот, и этот виды транспорта достаточны для перевозки существующего на этом направлении пассажиропотока, который составляет не более 7 тысяч пассажиров в час. При этом, если взять документ СНиП II-60-75, то мы увидим (пусть и советские, но все же!) рекомендации по выбору видов транспорта:
Трамвай (в том числе скоростной): от 6 до 24 тысяч пассажиров в час.
Метрополитен: от 25 до 30 тысяч пассажиров в час.
Компания Сименс на конференции по ЛРТ в Москве настаивала, что строительство новой линии трамвая экономически эффективно уже при потоках от 5 тысяч пассажиров в час. (Международная практическая конференция "Тенденции развития легкорельсовго транспорта в городе Москве" 16 октября 2008 года). Метрополитен эффективен при потоках от 20 тысяч пассажиров в час (Самойлов Д.С. Городской транспорт. - М.: Стройиздат, 1983. - 128 с.).

То есть трамвай у нас по этому направлению будет не только в 37 раз дешевле, но еще и экономически эффективным (то есть, по крайней мере, не будет требовать дотаций на эксплуатацию), в то время как метрополитен по этому направлению будет убыточен.

Теперь давайте проведем расчет первой линии скоростного трамвая в Самаре, какой ее планируют к запуску для обслуживания ЧМ-2018. Эта линия, как я уже говорил, должна пройти от стадиона до оборотного кольца 15-й микрорайон, включив в себя как новое строительство, так и реконструкцию существующего пути.

3,2 км - новое строительство, причем судя по условиям "в чистом поле". Далее 400 метров эстакады, причем сложной, так что 1,5 миллиарда рублей я на нее отнесу. Далее 16 км реконструкции. Общая длинна примерно 20 км пути. то есть на ней должно быть не более, чем 20 станций. Считаем:
3,2*150+1500+16*60+20*30=480+1500+960+600= ~3,4 миллиарда
Теперь подвижной состав - нужно 40 шестиосных вагонов = 1,6 миллиарда.
Итого 5 миллиардов рублей. То есть стоимость одной станции метрополитена.

Я думаю теперь понятно, что имел ввиду Максим Соколов, говоря о скоростном трамвае.

жизнь, транспорт, Самара

Up