Гранд-тур. Франция. Часть II

Feb 13, 2010 02:04

Часть первая

Вот уже несколько месяцев юный граф и его ученый наставник живут в Париже. Атмосфера вполне приятная, вокруг множество новых людей, некоторые из них благоволят Джону. Конечно же, в основном все новые знакомые - это приятели и коллеги доктора Бальфура, но от этого их влияние на Лорда не становится менее значимым. Не зря же Его Величество доверил гувернерство именно доктору Эндрю. Взять, к примеру, мосье M. Marchant. Он был не только хозяином роскошного сада, но и тем человеком, который мог порекомендовать Рочестеру курс химии, направить к нужным людям для приобретения математических инструментов и "маленького глаза" - отца микроскопа, а так же подсказать где именно имеет смысл заказать портрет. Но чтения трудов Каперника и Птолемея составляли одну из многих частей образовательного процесса, еще одним важным звеном, почти недосягаемом на родине Уилмота, стало погружение в католическую культуру, с ее артефактами, традициями и реликвиями будь то "тот самый гвоздь" из аббатства Сен-Дени, сосуд, "с той самой свадьбы в Кане Галилейской" или лампа, которую нес перед собой Иуда "в ту самую ночь". Эти "полевые исследования" доктор Бальфур организовывал с искренним интересом прирожденного антрополога, а молодой граф имел возможность посмотреть на представления об устройстве мироздания с разных точек зрения. Не этого ли добивался Чарльз?...

Кстати, о монархе. Не так давно, в 1661 году, он выдал свою любимую сестру Генриетту Анну за "le Frère unique du Roi" Филиппа Орлеанского. С тех пор графу Рочестеру неоднократно приходилось становиться "голубем королевской почты", доставляя письма Чарльзу от сестрички и Генриетте от братишки. Вполне вероятно, что и в 1662 году, несмотря на юный возраст графа, Его Величество Монарх вручил не только рекомендательные письма, характеризующие зримые достоинства и грядущие добродетели молодого Джона Уилмота. В таком случае, доктор Бальфур с гордостью сопровождал своего воспитанника "к ручке Мадам", которая безусловно могла поспособствовать приобретению полезных связей и знакомств при французском дворе. Это предположение становится более существенным, если принять во внимание, что возвращался Лорд Рочестер к Английскому двору в 1664 году не просто так, а с письмом к Чарльзу II от его сестры Генриетты Анны.

Специфика внутрисемейных отношений французского королевского двора вряд ли ускользнула от внимания юноши. Не тогда ли, наблюдая за треугольником Генриетта-Филипп-шевалье де Лоррен, вероятному автору квинтэссенции разврата пришла аналогия двух дружественных государств Содома-Англии и Гоморры-Франции...

О том какие именно из знакомств Джон Уилмот сделал в свой первый визит во Франции мы можем только догадываться. Известно, к примеру, что с Граммоном он был знаком до 1665 года, самое раннее в 1662. Блудный брат маршала Франции принадлежал к поколению или вернее к движению философского и сексуального либертинажа, появившегося во Франции в начале 17 века, и был знаком с многими поэтами и вольнодумцами этого течения.
В то время когда Рочестер совершал свой Гранд тур, актуальными представителями направления были Nicolas Boileau-Despreaux - остроумный поэт и критик, Duc la Rochefoucauld и "Король Содома" Jacques Vallée, Sieur Des Barreaux. Конечно, читая поздние произведения графа литературоведы радостно отмечают безусловное знакомство Джона с этими литераторами, но оснований утверждать наверняка, что это знакомство могло произойти в период с 1661 по 1664 год нет.

А вот местом, которое Милорд и его наставник ну никак не могли обойти вниманием, стал театр. В сезон 1661-1662 гг театральный Париж мог порадовать высокую публику пьесами Корнеля и Мольера. Для молодого графа, надо полагать, было весьма интересным наблюдать за сменой поколений на театральных подмостках. Впитывать, удивляться, угадывать цитаты и отмечать цельно утащенные фрагменты из произведений менее удачливых, но не менее интересных авторов. Джон Уилмот имел возможность посетить пьесы "Золотое Руно" и "Серторий" Пьера Корнеля в Théâtre du Marais и, возможно, "Школа мужей" Мольера в Théâtre du Palais-Royal. А через год, когда Мольер закончил работу над "Школой жен" Милорд мог наблюдать за развернувшийся баталией сторонников и противников сего драматического эксперимента.



Les Fêtes de l'Amour et de Bacchus (1673)

Тогда же, появляется новое направление комедий-балетов и плотное сотрудничество между Мольером и Люлли. Этот Мастер придворной музЫки подобрал ключик не только к сердцу Короля-Солнца. Бернет отмечал, что граф Рочестер больше всего ценил французские арии... а ведь казалось бы... весь мир восхищался музыкальной продукцией итальянского ботфорта.

В начале лета 1662 года в саду Тюильри, еще хранящем садоводческие традиции бабкиного пристрастия к паркам в итальянском стиле, состоялось прекраснейшее конное состязание, включавшее в себя турнир, конный балет, музЫки звуки и, конечно же, остроту слова, вошедшее в историю под названием Гранд-Карусель. Примечательным в этом событии было то, что его сделали публичным и длилось оно три дня.
3-го июня к саду Тюильри по улицам de Richelieu и Saint-Honoré et Saint Nicaise двинулась кавалькада всадников, разбитых на пять основных групп, главную из которых возглавлял Король Луи. Конечно же это были доблестные глубоко музыкальные римляне и, конечно же, щит монарха изображал солнце.



Вторую группу возглавлял мосье брат Короля. На его долю достались персы,



а принцу Конде выпала честь предводительствовать турками (... как они друг друга различают?(с)),



индусы и гордые индейцы достались герцогам де Энгиен



и де Гизу, соответственно.



Первую колонну - колонну римлян - возглавлял господин маршал Франции герцог Граммон, ставший на время состязания "бригадным генералом Короля". Следом, на доблестном коне, вышагивал архитектор Гаспар Вигарани, выполняя роль "первого адъютанта" конного балета, затем шли трубачи в количестве шесть человек и три барабанщика, после оруженосцы, пажи и шестнадцать конюхов, ведших лошадей под уздцы.

В саду Тюильри их ожидали 15000 зрителей, среди, которых, вполне вероятно, находились Джон Уилмот и Эндрю Бальфур, в восхищении взирая на 655 всадников, тщательно, между прочим, отобранных, по результатам монаршьего кастинга. Карусель продолжалась три дня и закончилась 5 июня.
Через несколько дней после окончания празднеств граф Рочестер и его наставник отправились в путешествие по стране от Лувра до Нанта....



Источники

Частично из книги "A Profane Wit" Джонсона. Частично надуманное исходя из хронологии событий культурной жизни Парижа 1662 года.

Портрет Генриетты кисти Pierre Mignard.

биография

Previous post Next post
Up