Кусочки мозаики. Главные события, часть 6. Дни недели.

Apr 19, 2022 02:27


Кусочки мозаики
Глава первая
Главные события
Часть 6

Первая часть тут
Пятая часть тут

Большинство людей, которые говорят на русском языке, редко задаются вопросом о происхождении названий дней недели. Связано это в основном с тем, что в русском языке большая часть названий дней недели являются производными от соответствующих числительных. Вторник - второй, четверг -четвёртый, пятница - пятый. Понедельник, это день, который после недели, то есть после выходного дня, который раньше назывался «неделя», то есть день, когда можно ничего не делать. Кстати, в украинском, белорусском и многих других славянских языках это название сохранилось до сих пор. Ну а название шестого дня, то есть субботы, происходит о еврейского «шаббат», он же «шабаш»,он же «саботаж». То есть, это тот день недели, в который Тора предписывает иудеям воздерживаться от работы. Кстати, у иудеев неделя начинается с воскресенья, поэтому суббота является у них седьмым днём недели, а не шестым.

Но если мы посмотрим на названия дней недели в других языках, то можем обнаружить много интересного. Оказывается, что в языках большинства других народов мира дни недели называются в честь Богов, которые, в свою очередь, соответствуют Планетам.

Согласно официальной версии, ещё древние греки назвали дни недели в честь тех Богов-Планет, которые видны с Земли невооружённым глазом. Поэтому в древнегреческом языке дни недели с понедельника до воскресенья называются следующим образом: хемера Селенес (понедельник - Селена - Луна), хемера Ареос (вторник - Арес - Марс), хемера Хермоу (среда - Гермес - Меркурий), хемера Диос (четверг - Зевс - Юпитер), хемера Афродитес (пятница - Афродита - Венера), хемера Кроноу (суббота - Кронос - Сатурн),  хемера Хелиоу (воскресенье - Гелиос - Солнце).

От греков данная традиция перешла к римлянам, поэтому на латыни дни недели имеют следующие названия: dies Lunae, dies Martis, dies Mercurĭi, dies Jovis, dies Venĕris, dies Saturni, dies Solis. То есть день Луны, день Марса, день Меркурия, день Юпитера, день Венеры, день Сатурна и день Солнца. Тоже самое мы до сих пор видим в итальянском,  испанском, румынском и французском языках. Названия всех дней, кроме субботы и воскресенья, совпадают с именами римских Богов.

Название субботы в данных языках пишется как Sabato, Sabado, Sambata, то есть, это снова отсылка к иудейскому «шаббату». А вот воскресенье пишется как Domenica, Domingo, что созвучно нашему слову «доминировать» и в конечном итоге будет означать «день Господа», поскольку именно так переводится латинская фраза «Dies Dominica». Вспомнив о том, что в перечисленных странах преобладающей религией является католическая версия Христианства, то мы получаем католическую традицию названия выходного дня в честь своего Господа. Если же учесть, что изначально в Христианстве Христом-Спасителем было именно Солнце, то тогда это просто другое название всё того же дня Солнца, которое было у греков с римлянами.

Если же мы посмотрим на германские языки, то есть немецкий, датский, нидерландский, скандинавские языки, а также английский язык, то там дни недели тоже называются в честь Богов, но только не греческих или римских, а в честь северных скандинавских. При этом неделя у них начинается с воскресенья и заканчивается субботой, что больше соответствует иудейской традиции, а не христианской. При этом следует также отметить, что во всех этих странах преобладающей религией будет не католицизм, а одна из версий протестантизма. В Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии преобладающей является та или иная версия лютеранской церкви, то есть протестантизма, в Англии преобладает «Англиканская Церковь», также являющаяся одной из разновидностей протестантизма.

Так как же называются дни недели у протестантов? А называются они в честь скандинавских Богов:

Воскресенье - Соль или Сунна, что в скандинавской мифологии является персонификацией именно Солнца. Это первый день их недели. В современном английском это sunday, что дословно можно перевести как «День Солнца», в древнегерманском - Sunnuntag, то есть остылка к Сунне, в то время как в современном германском будет уже Sonntag, что напрямую происходит от немецкого die Sonne - Солнце. Во всех остальных скандинавских языках отсылка либо с Солнцу либо к Сунне также чётко просматривается.

Понедельник - Мани, в северогерманской мифологии Луна персонифицируется как богиня Мани. Поэтому в германском языке данный день называется montag, а в английском monday. При этом сама Луна будет Mond у германцев и Moon у англичан. Здесь следует отметить, что богиня Мани считалась у скандинавов второй по старшенству после Солнца, поэтому ей полагался второй день.

Вторник - Тюр, что на древнеанглийском звучало как «день Тьюско», в конечном итоге трансформировавшееся в современное tuesday. Тьюско вначале почитался как отец и первый представитель тевтонской расы, однако затем ему стали поклоняться как сыну Земли.

Среда - Один или Вотан, что является ещё одним из имён Одина. Был высшим божеством у скандинавских народов. Поэтому в древнегерманском языке четвёртый день назывался Wodanstag, а в современном английском он превратился в Wednesday. Отсылка в Вотану осталась в современном нидерландском языке, в то время как в большинстве скандинавских языков, а также в датском название этого дня пишется как Onsdag, то есть, это уже упоминание именно Одина. А вот в современном германском языке данный день называется mittwoch, что происходит от mitte - середина и die Woche - неделя, то есть, аналогично нашему названию «среда».

Четверг - Тор, самый старший и самый храбрый сын Одина и Фригги. При этом его имя также произносилось как Тунор или даже Тоунер, поэтому в германском языке этот день недели называется Donerestag, а в английском Thursday, что дословно означает «день Тора». В скандинавских языках этот день также пишется как Torsdag, то есть с более явной отсылкой именно к Тору. Здесь следует заметить, что в скандинавской мифологии Тор является богом грома, который он издаёт с помощью своего волшебного молота «Мьёльнира», название которого очень созвучно с нашим русским словом «молния».

Пятница - Фрейя, жена Одина, почитавшаяся больше всех Богов, после самого Одина. Фрейя изображалась с мечом в правой руке и луком в левой. Ей был посвящён шестой день, который назывался «Фрига’з дэг», что превратилось в современном английском в Friday, а в современном германском во Freitag. Аналогичное по написанию и звучанию слово Fredag используется в остальных скандинавских языках. Здесь следует отметить, что скандинавское название планеты Венера было Friggjarstjarna или «звезда Фригги», что даёт нам определённую связь с греко-римской традицией. Хотя, на первый взгляд, по своим качествам и положению Фрея не соответствует греческо-римской Афродите-Венере.

Суббота - в современном английском звучит как Saturday, что на первый взгляд отсылает нас напрямую к греко-римской традиции, в которой данный день назван в честь Бога Сатурна. В современном германском есть две версии названия данного дня. Sonnabend, которое используется в северной и восточной Германии и означает просто «перед днём Солнца», в то время как в южной и западной Германии используется версия Samstag, которая проистекает от древнегерманского слова Sambaztag, которое уже снова отсылает нас к иудейскому «шаббату». В остальных скандинавских языках этот день называют словом Lørdag/Lördag, что дословно означает «день стирки».

Здесь возникает вполне резонный вопрос, а почему у скандинавов, а также у северных и восточных германцев данный день называется не в честь кого-то из Богов? Почему именно для этого дня они сделали исключение? Ответ на этот вопрос даёт одна из версий названия этого дня у англичан, по которой слово saturday происходит вовсе не от римского Бога Сатурна, то есть, не связано с латинской традицией. По этой версии название седьмого дня недели у англичан происходит от слова Sataere, что переводится как «притаившийся вор» и является именем ещё одного тевтонского Бога сельского хозяйства, которого считали одним из перевоплощений скандинавского Бога Локи. Но чтобы понять, чем же так Бог Локи насолил скандинавам, что они решили убрать из своего языка название дня в честь этого Бога и стали называть этот день просто «день стирки» или «перед днём Солнца», нужно будет более подробно погрузиться в скандинавскую мифологию, что мы сделаем в следующей.

Сейчас же я хотел рассмотреть имеющиеся соответствия и расхождения между скандинавскими и греко-римскими Богами. При этом я сразу хочу сказать о том, что по моему мнению мы на самом деле везде имеем дело с одним и тем же пантеоном Богов, которые просто у разных народов называются по разному. При этом рассказываемые в мифах события несколько отличаются, поскольку на них, во-первых, накладываются культурные особенности тех или иных народов, а во-вторых, подача информации в мифах может меняться в зависимости от того, кого из Богов те или иные народы считали главным.

На данный момент между греко-римскими и скандинавскими Богами не вызывают вопросов соответствия между Гелиосом-Солом-Солнцем-Сунной, а также Селеной-Луной-Мани. Также мы можем зафиксировать соответствие между скандинавским Тором и греко-римским Зевсом-Юпитером, поскольку все эти Боги являются громовержцами. А поскольку Зевс-Юпитер является сыном Кроноса-Сатурна, то мы можем предположить, что скандинавский Один соответствует именно греко-римскому Кроносу-Сатурну.

Вопросы возникают по Тюру-Тьюско, у которого вроде как не просматривается связи с Аресом-Марсом. Косвенную связь можно усмотреть только через то, что Тюр был прародителем тевтонской расы, которая всегда была весьма воинственна и агрессивна (вспоминаем тевтонских рыцарей), в то время как Арес-Марс является Богом войны, причём именно войны без правил, то есть вероломной и агрессивной.

Также возникают вопросы по Фрейи и Афродите-Венере. Связь между ними пока просматривается только через общую Планету. А вот по сюжету мифов они достаточно разные персонажи.

Что же касается Локи, то по совокупности характеристик он больше всего соответствует греко-римскому Богу Гермесу-Меркурию, к изучению которого более подробно мы вернёмся в следующей части. Сейчас лишь отметим, что по какой-то причине у германцев и скандинавов Локи-Гермес-Меркурий и Один-Кронос-Сатурн поменялись днями. У скандинавов Один переехал на среду, а Локи на субботу.

А в этой части я хотел ещё рассказать о том, как обстоят дела у других народов.

С мусульманами всё достаточно просто. Поскольку у них нет никаких других Богов, кроме Аллаха, то они никак не могли себе позволить использовать греко-римскую традицию называть дни именами языческих Богов. Поэтому у них дни называются просто по порядку, то есть, первый, второй, третий, четвёртый и т. д. Но при этом в названии седьмого дня в языках большинства народов, которые исповедуют Ислам, мы можем снова обнаружить отсылку к иудейскому «шаббату». Например, на арабском языке седьмой день звучит как «яум ас-сабт».

Но самое интересное, что у народов Индии и Восточной Азии дни недели также называются в честь семи Планет.

Названия дней недели в честь Планет используются в санскрите, а также большинстве других языков, на которых говорит население Индии. Тоже самое мы наблюдаем и в Китае, где в древнекитайском языке названия дней недели основываются на «Семи светилах», в которые входят Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн. Этот же принцип прослеживается в японском, корейском и даже тибетском языках. Правда тут следует отметить, что в современном китайском языке с 1911 года дни недели с понедельника по субботу называются просто числительными от 1 до 6, а название воскресенья состоит из иероглифов, которые дословно можно перевести как «день ожидания звезды», что можно рассматривать как косвенную отсылку к Солнцу.

Итак, что же мы узнали после изучения того, как разные народы называют дни недели?

Во-первых, как минимум в Европе и Азии большая часть народов обозначает дни недели именами Богов-Планет.
Во-вторых, порядок следования этих Богов-Планет внутри недели совпадает, за небольшим исключением с заменой Одина и Локи у скандинавов.
В третьих, везде используется одна и та же продолжительность недели в семь дней. При этом сами дни внутри недели у разных народов совпадают, также, как и начало недельного цикла, хотя у кого-то неделя может начинаться с понедельника, а у кого-то с воскресенья. Но сами понедельники, вторники и т. д. совпадают и приходятся на один и тот же день.

И ещё один очень важный момент. Везде недельный цикл считается сам по себе. Его никто не пытается синхронизировать с началом календарного года, хотя, казалось бы, чего проще. Добавь в конце года несколько особых дней, чтобы каждый новый год всегда начинался с понедельника, и не надо больше мучится с расчётом дней недели, печатать каждый год новые календари и т. п. Нет, всё народы во всех странах продолжают упорно вести раздельный счёт между годовым и недельным циклом. Но это может означать только то, что эти два цикла необходимо считать раздельно и ни в коем случае нельзя смешивать.

Продолжение следует...

мифология, реальная история, Луна, Солнце, дни недели, кусочки мозаики, Звёздные Боги, Юпитер, Сатурн

Previous post Next post
Up