Вот два видео, которые притягивают взгляд, будят интерес.
http://youtu.be/6z-YABBkIFUhttp://youtu.be/gLsM9Obzw4M Что их объединяет?
Одно показывает схлопывание мыльного пузыря - процесс слишком быстрый, чтобы уловить его сознанием.
Второе показывает изменение карты Европы за тысячу лет - процесс слишком медленный, чтобы уловить его сознанием.
Причины трудности для сознания в обоих случаях разные.
В первом случае это скорость нашей реакции, скорость мыслительных процессов зрения.
Во втором случае это огромный массив разрозненной информации об исторических событиях, которую нужно положить в мозг, отделить от другой информации, представить визуально.
Что сделали эти два видео?
Они свели два процесса к масштабу времени, в котором большинство людей способно сконцентрировать внимание, запомнить отдельные эффекты процесса и сопоставить их друг с другом - ощутить развитие процесса.
Эти два видео дали возможность познать некие явления нашего мира, которые обычно невидимы, потому что не затрагивают нашего сознания.
Т.е. идея в том, что вокруг огромное количество явлений, которые мы не осознаем в силу разных причин.
Мы можем познать эти явления если:
1) заметим их - отделим от других явлений;
2) внимательно рассмотрим - увидим в чем и как проявляются, как взаимодействуют с другими явлениями;
3) поищем разные виды этого явления, рассмотрим их и поймем чем они отличаются и почему, что остается неизменным.
Пункты 1 и 2 - самые важные.
Если мы не заметим заметим явления, то будем лишь ощущать его как особенности проявления других явлений, которые мы понимаем.
Допустим, мы не понимаем, что такое ветер.
Например, просто потому, что мы очень тяжелые с толстенной кожей, и ветер не оказывает на нас достаточного воздействия.
Мы его не ощущаем.
И мы будем видеть, как периодически ветви деревьев по какой-то причине гнутся то в одну, то в другую сторону.
Но мы не знаем про ветер и поэтому не исследуем движение воздушных масс в атмосфере. И ветви деревьев гнутся для нас совершенно непредсказуемо.
Правда, мы иногда замечаем корреляцию между скоростью (но не направлением) движения облаков и гнущимися ветками деревьев.
Но вот мы заметили "ветер", стали делать зонды - использовать легкие предметы, чтобы увидеть ветер. Стали измерять его силу и направление в разных местах - процесс познания пошел по нарастающей.
Заметить и рассмотреть. На этом трудности познания заканчиваются?
Конечно нет.
Некоторые явления удобны для наблюдения, они достаточно стабильны, повторяемы, чтобы их можно было рассматривать как угодно долго любому числу наблюдателей.
Они удобного размера, т.е. их проявления легко и быстро наблюдать и измерять.
Они приемлемой сложности, т.е. при нашем объеме памяти и скорости мышления мы улавливаем закономерности.
Но так не всегда.
И тогда нам нужны инструменты и то, что мы можем рассмотреть - зависит от разрешающей способности наших "глаз".
Нам нужна возможность по воспроизведению явления, чтобы суметь посмотреть на него еще раз и показать кому-то еще, а такая "лаборатория" может оказаться невозможной.
Да и явления вокруг бывают не только из физического мира, но и из социального, и тогда могут возникнуть сложности даже с пунктом 1 - заметить, отделить явление от других.
Осознание ограничений нашей способности познавать необходимо, чтобы понимать где могут быть темные пятна, на которые нужно направить наше внимание, чтобы продвинуться в познании.
Физики, например, знают, что им нужны инструменты для изучения "кирпичиков", из которых состоит все.
И они строят строят огромные машины - коллаедры, чтобы разбить материю с огромной силой в надежде получить самые элементарные осколки.
С психологией, социологией - пока намного сложнее.
Неизменным остается то, что схватываем на лету мы только явления, которые выглядят для нас как не слишком короткие и не слишком длинные, простые процессы, видимые невооруженным глазом - т.е. обладающие определенным масштабом.
Чтобы показать нам какие-либо явления, которые слишком коротки, длинны, малы, велики или просто ненаблюдаемы нашими органами чувств, выполняют масштабирование явления - приведение его к масштабу, удобному для восприятия.
Так появляются
звуки космоса и
карты распределения температуры реликтового излучения и прекрасные фотографии Крабовидной туманности
PS: ради чего весь этот текст?..
Есть у нас такой журналист - Михаил Леонтьев.
Он интересен тем, что визуализирует политические процессы с масштабом во времени уровня десятилетий на промежутке 250-50 лет назад, с масштабом "действующих сил" уровня государственных элит / финансово-промышленных групп.
Об этом цикл его фильмов "Большая Игра", а также отдельные фильмы по следам последних политических событий.
Как я написал выше, для того, чтобы познать какое-то явление, его сначала нужно выделить среди других явлений как нечто самостоятельное и потом рассмотреть: увидеть отдельные эффекты-проявления, найти взаимосвязи с другими явлениями.
Леонтьев это делает и рассказывает, что он увидел.
Общаясь со своими друзьями, объявляющими свою убежденность в существовании и абсолютной ценности абсолютизированной свободы, я столкнулся с тем, что они отрицают существование политических процессов, длящихся десятилетиями, затрагивающих целые группы государств.
Проявлениями такого политического процесса я бы назвал длительное существование определенных целей и взглядов, разделяемых группами людей.
Регулярное выделение ресурсов, совершенствование инструментов для достижения этих целей.
Как следствие, существует система, воспроизводящая сторонников целей, перераспределяющая на достижение этих целей часть благ, производимых экономикой, создающая новые и совершенствующая существующие инструменты достижения этих целей.
Эту цепочку можно раскручивать дальше: какие инструменты, как создаются, на что живут те, кто создает, как появляются сторонники и почему они начинают заниматься именно этим делом итд итп.
Попытки донесения до сознания признаков таких процессов, предпринимаемые такими как Леонтьев, эти люди называют оголтелой пропагандой и на этом основании исключают эту информацию из своего информационного ландшафта.
Описав довольно очевидный процесс познания, я бы хотел побудить таких моих друзей и, быть может, других людей с аналогичными убеждениями, рассматривать ситуацию с разных сторон.
Смотреть на качество источников информации, стараться отфильтровывать информацию без ссылок на первоисточник, или потрудиться поискать первоисточник и проверить.
Убедить их, что исключение информации приводит к формированию искаженной картины мира, а значит, к неверным оценкам текущей ситуации и направлений ее развития.
А если нет желания, времени, сил разбираться с разных сторон, то стоит найти в себе силы встать в стороне и не занимать какую-либо позицию.
Это лучше, чем быть ретранслятором неосознаваемых, а потому чужих взглядов и оценок.
На этой подборке несколько фильмов Леонтьева, посвященных событиям последнего десятилетия с точки зрения продолжения процессов, происходивших в первой половине 20 века.
http://youtu.be/DpBoeA4vQ2c