С нашим сумасшедшим ритмом жизни почти совершенно забываешь о красоте. И вот ее привезли прямо из Италии, в основном, из флорентийской Уффици, в виде 8 картин и 3 набросков Рафаэля Санти. Два наброска - это женские фигуры в профиль, и почему-то этот профиль обведен сильнее, чем все остальное. Как оказалось, это последователи и ученики Рафаэля «набивали себе руку», много раз через кальку обводя эти совершенные профили…)
Внимание! Далее следует много букв и неразрешенный вопрос, ответа на который я не знаю. Если поможете мне его разрешить, буду признательна.)
Казалось бы, сколько уже раз мы все видели и копии, и репродукции, и все в этом роде. Но когда привозят оригиналы - очереди опоясывают Музей снова и снова, многочасовые, в любую погоду. Мы схитрили. В это воскресенье участок метро от Парка Культуры до Комсомольской ремонтировался, соответственно, Кропоткинская была безжизненна на вход и на выход. …и только унылые оранжевые жилеты мелькали тут и там вдоль заблокированных стеклянных дверей…
И в итоге мы простояли теплым осенним днем на первую в России выставку работ Рафаэля 20 минут. 20 минут! И ты в Италии Эпохи Возрождения.
Выставка очень хороша, потому всем, кто еще не был, рекомендую (в конце концов, может, это просто страшилки о многочасовых очередях, и все думают, что придется стоять, и все боятся идти; и в итоге смелые получают бонус в виде 20 минут).
Сами картины, конечно, фантастические. Никакая копия, никакая репродукция не сравнится. Никакие средства фото и видео не передадут этих цветов и ощущения от присутствия в непосредственной близи. Надо видеть своими глазами эти необыкновенно яркие, сочные краски, которые художники того времени, конечно же, делали сами, и это еще больше восхищает. И еще - этакое 3D-ощущение, техника сфумато, или как там еще пытаются критики прошлого и современности назвать эффект, когда ты смотришь на картину, и у тебя мурашки по телу, потому что из глубины веков на тебя смотрит уже много веков мертвый, но совершенно живой человек, и возникает полное впечатление, что он вот-вот моргнет или улыбнется… Прекрасно начинаешь понимать современников Рафаэля, которые говорили, что более совершенно картины писать просто невозможно.
Три картины, возле которых мы стояли особенно долго, не в силах оторваться… Это «Мадонна Грандука», «Портрет Элизабеты Гонзага» и «Святая Цецилия».
Говорят, что художник всегда изображает то, что у него внутри. Если смотреть на картины Рафаэля, то все, что о нем писали современники - что это был чистый, лучезарный, добрый и прекрасный человек, за которым всюду следовали толпы поклонников - все кажется правдой.
«Мадонна Грандука» - названа так в честь великого герцога Тосканского Фердинанда-III (Grand Duca - великий герцог в переводе с итальянского), который приобрел картину в конце 18-го века, и благодаря которому о картине узнали вновь спустя 3 столетия после ее создания. "Мадонна Грандука" считается самой загадочной из работ Рафаэля, потому что кроткая белокурая Мадонна изображена на черном фоне, что Рафаэлю не свойственно. Исследование картины показало, что под черным фоном скрывается внутренний интерьер дома, окно в сад и пейзаж - то, что как раз характерно для произведений Мастера. А загадка состоит в том, закрасил ли сам Рафаэль первоначальный фон или это сделал, например, Карло Дольчи - религиозный художник, в семье которого картина долгое время хранилась после смерти Рафаэля. Когда я смотрела на картину, у меня возникло ощущение совершенства и завершенности, и, конечно, понимание того, что картину такой создал сам Рафаэль. Единственное, что не получилось понять - тот самый вопрос, упомянутый вначале - это что же такое находится под рукой у Младенца… Может, кто-то знает? Я нигде не нашла. Мне это напомнило дыру в сердце, через которую Мадонна соединяется с Ним… Но я особа экзальтированная, так что это совсем может быть и не так…) Вариант элемента накидки Младенца отпадает, потому что внимание Рафаэля ко всем складкам одежды и деталям картины не оставляет возможности для случайных элементов и неестественно лежащих складок.
Ну и сама Мадонна - она прекрасна… Говорят, наиболее известная у нас в России картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» наиболее известна только потому, что она находится в Дрезденской галерее и, учитывая многовековые русско-германские связи, и то, что "до Дрездена ближе, чем до Флоренции", она была просто более доступна русским ценителям красоты. А по всем законам жанра, мол, в России должна бы была быть популярна именно "Мадонна Грандука" - кроткая, милая, белокурая, фактически такая, какую можно встретить у нас просто на улице.)
«Святая Цецилия» - ну конечно же - покровительница музыки и музыкантов, которая к музыкантам никакого отношения, собственно, не имеет, и никогда не играла ни на одном музыкальном инструменте. Однако, по преданиям современного Рафаэлю времени, Цецилия, благочестивая и верующая во Христа римская дева, носящая под роскошной одеждой суровую власяницу (кстати, в деталях прорисованную Рафаэлем), услышав пение ангелов, поняла, что никакая земная музыка не сравнится с музыкой небесной. На картине она в разочаровании опускает ручной орган к лежащим у ее ног в беспорядке инструментам типичного ансамбля того времени, тем самым признавая несовершенство земной музыки и отказываясь от нее во имя музыки небесной. Окружают ее Мария Магдалина, апостол Павел, опирающийся на меч, евангелист Иоанн со своим символом - Орлом, сидящим на Евангелии, и Св. Августин. (И тут автор этих строк восклицает беззвучно: ах, услышать бы хоть краем уха эту небесную музыку!)))))
«Портрет Элизабеты Гонзага» - портрет тоже по-своему загадочный. Начиная с футуристического черного платья с золотым рисунком и прямо-таки дизайнерского (незолотого!) украшения на шее главной героини, и заканчивая ее пронзительным взглядом и украшением на лбу в виде скорпиона, сжимающего в клешнях алмаз… На самом деле, глядя на этот портрет, любой человек сразу понимает, что за женщина перед ним. Ну, а сверившись с описанием женщины, изображенной на картине, понимает, что был прав. Герцогиня Гонзага, хотя и не блистала красотой, была по-настоящему роковой женщиной. Нежные и прекрасные мадонны Рафаэля в этом портрете уступили место хитрости, мудрости, коварству и даже намеку на тайные знания, которыми обладает эта женщина с пронзительными глазами. Впечатление от портрета очень сильное, фото его, конечно, не передает...
Ну и еще я разместила здесь фото картины "Портрет Агноло Дони". Потому что помимо всего описанного выше ощущения, что на меня с портрета смотрит ПО-НАСТОЯЩЕМУ живой человек, меня покорили... его РУКАВА))). Цвет! Потрясающий цвет, который опять же не передается фотографией.)
Кто дочитал до конца этот нехитрый опус, тому благодарность и все же вопрос: что же, по-Вашему, изображено под рукой Младенца на самой загадочной картине Рафаэля?
А в остальном - идите и посмотрите на все сами. Своими глазами. Если внимательно смотреть, глаза, вопреки расхожему мнению, НИКОГДА не обманывают. Обманывает то, что застилает глаза в той или иной ситуации…
#выставкарафаэля #пушкинскиймузей #музейизобразительныхискусств #рафаэль #поэзияобраза #живопись #мадоннаграндука #гонзага #святаяцецилия