Наконец-то я добралась до последнего поста про Open House. Музей римских пожарников - музей, после которого идти уже никуда не хотелось. Ну где, скажите, в каком еще музее вам проведут экскурсию ребята, одетые в исторические костюмы, и сделают это с явным удовольствием, не смотря на то, что группы желающих меняются каждые полчаса? В этот музей лучше ходить с детьми, и расположен он по вия Гальвани, 2, недалеко от Пирамиды. (Музей, хоть он и бесплатен, открывают только по предварительной договоренности).
Историю пожарников рассказывают с незапамятных, вернее, дохристианских времен. Первым организовал защиту Рима от огня император Август. Гвардия эта была ночной, называлась "Militia Vigilum Regime" и руководил ею "Prefectus Vigilum", приравниваемый к сенатору и избираемый императором. Состояло в этой гвардии ни много, ни мало, порядка 7'000 человек, разделенных на 7 отрядов по 7 центурий в каждой. Были они не только пожарниками, но и милицией, и тайными сыщиками. Правильнее их называть не пожарниками, а дозорными, что, в общем-то, вполне соответствует термину "vigilum".
В Риме в те времена насчитывалось 423 кварталов, более 147 тысяч построек и более миллиона населения. Август разделил Рим на 14 районов, и каждый отряд контролировал 2 района. У каждого была своя казарма (часть). В Трастевере, недалеко от моста Гарибальди сохранилась одна такая структура, датированная II веком н.э. Надпись гласит, что постройка принадлежала VII отряду "Vigiles", отвечавшему за контроль района Трастевере (Transtiberim).
В теории структуру эту можно даже посетить, хоть и расположена она на 8 метров ниже нынешнего уровня дороги. Однако, смотреть там особо нечего. Во времена второй мировой войны постройку разграбили американцы. Сняли не только фрески, но и смонтировали небольшой фонтан. Как выглядело все это можно увидеть в музее - начинается экскурсия именно с этого стенда:
Кстати о том, как можно украсть и вывезти фрески. Я этот вопрос задала в Витербо, в церкви Сан Сильвестро. Фреска - это же часть стены, как же ее украсть-то можно? И мне, наивной, объяснили. Благо, как выяснилось, вопрос этот я задала реставратору, у которого и папа был реставратором. Оказывается, на фреску накладывают холст, пропитанный слоем специального клея, а потом, когда клей "схватится", поверхность простукивают молоточком. Фреска отделяется от стены, и остается на холсте. Вопрос, кто этому американских солдат научил? Или не солдаты это были…
Вернемся, однако, к пожарникам. На фотографии выше видно, что одеты ребята по-разному. В желтом - "vigili del fuoco", собственно огнеборцы, они одеты полегче; в коричневом - "vigili urbani" - милиция. Чуть подробнее о них нам рассказали у второго стенда.
Одетый в белое - "Prefectus Vigilum". У представителей тайного сыска униформы не было. К слову, все эти кольчуги и железные латы, надетые на "vigili urbani" весят от 4 до 6 кг. Интересно, что поначалу, представителям милиции оружие носить запрещалось. Вообще, внутри римских стен вооружены могли были быть только представители регулярной армии. Потом пришло осознание, что закон и порядок одной только деревянной дубинкой защищать не с руки, и милицию тоже вооружили.
Девизом всех дозорных было "Ubi dolor ibi vigiles" ("Dove c'è il dolore ci sono i vigili"), т.е. "Там, где горе, там и дозорные". Снаряжены они были довольно простыми инструментами: помимо дубинок - лампами (для ночных дежурств), веревками, цепями, пилами, ведрами, лестницами. Для защиты от огня использовали специальные покрывала, смоченные в воде.
На картине, позади аниматоров, видно изображение Великого пожара Рима, который случился во времена императора Нерона, в 64 году н.э. Полностью выгорело 4 из 14 кварталов Рима, семь кварталов серьезно пострадали. Огонь бушевал 6 дней и 7 ночей.
Говорят, что инициатором пожара был сам Нерон. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои.
Но есть и другая версия. Нерон за свой счёт организовал спасательные команды для спасения города и людей. Также, ещё во время пожара, он разработал новый план строительства города. В нём Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом, чтобы главный выход из дома был обращён на улицу, а не во дворы и сады.
Вообще пожары в древнем Риме не были редкостью. Огонь постоянно поддерживали горящим в храме Весты (улица с храмом полностью выгорела во время Великого пожара) плюс в каждом доме были инструменты для разжигания огня. Нам продемонстрировали, как это делалось в те времена. Заняло все не больше минуты.
Есть в музее и другие залы и стенды. Прочитали нам и лекцию по технике безопасности. Как и следовало ожидать, задали вопрос о пожаре в 3-ем Терминале Фьюмичино. Говорят, что языки пламени поднимались на высоту 30 метров, а жар от огня чувствовался в радиусе 1 км.