Недавно затронули тему реконструкции, решила не откладывать рассказ, чтобы потом не забыть.
Реконструкция меня заинтересовала в 2009 году, когда я поехала на белтайн и увидела живых реконструкторов. Сейчас я понимаю, что это были плохенькие рубашечки изо льна. Но тогда меня это впечатлило. Эти костюмы разительно отличались от пошитого на коленке в электричке или накануне ночью на машинке. Я загорелась идеей стать реконструктором, хотя иголку в руках держала когда-то в юности на уроках труда, где шила кособокие рубашки, ночнушки и шорты.
Начала я с того, чтобы выбрать, что я собственно буду реконструировать? Я трезво оценила свою внешность и выбрала Средневековье. Хотя мне всегда была близка Скандинавия. Но очень уж я типажом не вышла! А в Средневековье - самое то. Период я выбрала такой, чтобы платье было по фигуре, а не балахон. В результате, я выбрала 14 век.
Начала шить, сначала было очень тяжело. Стала читать статьи, форум. На форумах реконструкции люди были сверх-агрессивны к новичкам. Простые вопросы задавать было нельзя, сразу неслось: "Достали вы уже!!! в гугл идите!!" Спрашивать было можно только что-то сложное, типа правильного шва на горловине ночнушки. Поэтому, я в основном читала. Мне было очень сложно шить в ручную, но я когда-то вышивала. Первые пару метров швов были ужасны, потом пошло. Сейчас я могу вручную шить как машинным швом, мелко-мелко, потому что в старые времена шили именно так. Время у них было. Мне также было очень сложно кроить, но терпение и труд - все перетрут. Я пошила первое платье с бельем и двинулась дальше.
первое платье, 2010 г.
Так вышло, что я сделала группу в ВК для обмена источниками с подругой по интересам, которую нашла на ЖЖ. Быстро группа раскрутилась, со мной стали общаться Настоящие Реконструкторы. Появились знакомые. Я вступила в маленький клуб, что стало моей большой ошибкой. Ребята оказались раздолбаями и мы так ни на один фест и не доехали! В результате, я психанула и вообще осталась без клуба. А реконструктор без клуба должен быть ну очень крутым и богатым, т.к. на фестиваль ты должен привезти с собой все историческое - посуду, вещи, исторический шатер, историческую кровать... Маленьким клубам сложно себе такое позволить, а индивидуалу - еще сложнее. Или тебя должны главы клубов могут пригласить тебя к себе на постой. Для меня это было возможно, но заморочно.
с друзьями по клубу и примкнувшими в Выборге, 2010 г.
К тому же, у меня и тогда было хрупкое здоровье, начались с ним проблемы, и я поняла, что вымру я на фестах: еда там тоже средневековая (а ЗОЖем в средневековье не увлекались), ночевать надо в тряпочной палатке, а у нас - Север... Так что оказалось, что я как реконструктрор на выездах не пригодна. К тому же, я стала понимать, что по духу не реконструктор. Реконструкторы этим живут. Некоторые готовы ходить в реальной жизни в дешевой поношенной одежде, жить с лампочкой Ильича и без мебели, зато историческое у них все крутое. Это просто вопрос приоритетов. Их жизнь - там. А моя жизнь - здесь.
В нарвском замке, 2010 г.
Что касается людей, то у меня и до сих по есть очень хорошие знакомые из этой тусовки. Но в средневековой реконструкции было очень много агрессии. Основное поле деятельности средневековых реконструкторов - это бугурты. Бугурт - это мясо. Мужики в железных доспехах рубятся и мочат друг-друга почем зря. Дело регулируется правилами: нельзя бить по голове, оружие не должно быть заточено и т.д. Но факт есть факт: травм там очень много. Причем, есть и серьезные, черепно-мозговые. Женщины в реконструкции - в основном, девушки парней, которые хотят проследить за своим и ездят вместе. Таких как я, девушек-одиночек, кого увлекает историческое, было мало.
средневековое изображение бугурта. Только в реале это без коней. Хотя кони у реконструкторов тоже бывают.
В боевой реконструкции по викингам и средневековью много шовенистов и узколобых консерваторов, которые хотят жить "как раньше". Ну согласитесь, что не каждый полезет в мясорубку, рискуя получить инвалидность, ради любви к истории. А ливинг хистори, т.е. реконструкция как живая история, во времена, когда я этим занималась (т.е. 10 лет назад) существовала в виде штучных коллективов. Может, сейчас, получше... Поэтому, я к реконструкторскому движению отношусь осторожно.
2011 г. в Нарвском замке. Вместо фестивалей я ездила показывать костюмы эстонцам на праздниках. Познакомилась там с клубом польской культуры, но это отдельная история.
Реконструкция - это дорого, сложно, а поддержки и восторгов от сообщества не дождешься. Реконструктор, который не подраться-потусил пришел в костюмчике, а работал, может обосновать любую пуговицу и пряжку на своем костюме. Он знает историю костюма по своему региону до десятилетия. Знает кучу мелочей: откуда поставляли ткань? чем питались? во что верили? что происходило в этот момент в стране?... также это очень дорого, - литье, ткани, обувь, аксессуары... шить все надо вручную, километры швов до кровавых мазолей.
законченный комплект на конец 14 в, Польша.
Поясной кошелек "омоньер", сама делала, вышивка шелком.
И за эту работу, за вложения труда, денег, сил ты не получаешь ничего. Ни тыщи лайков, ни денег, ни диплома - вообще ничего!... Со стороны люди не отличат красивую стилизацию от реконструкции, стилизация еще и эффектнее выглядит. А в своем сообществе люди похвалят, но в перемежку с суровой критикой и докапываниями. Чтобы заниматься реконструкцией надо быть увлеченнным, а главное - любить выезды в поля, фестивали и движуху.
в деревне мастеров под Выборгом. Это была просто тусовка, а в реконструкции за крашенные распущенные патлы будет жесткий холивар!
Поэтому для меня эта красивая страница жизни в прошлом. При случае расскажу про стилизацию, т.к. на этом моя дружба с историческим костюмом не закончилась.