Я решила по мере сил написать про исторические предпосылки идей простой жизни и минимализма. Ведь идеи эти не новы. И в разные времена философы, писатели и религиозные деятели приходили к похожим мыслям.
Греческий философ Эпикур считал, что нужно жить себе в удовольствие. И главная цель жизни - это счастье. Счастье он видел как отсутствие страданий и получение наслаждений. Он отрицал загробную жизнь. И считал ложной идею, слишком много думать о сверхъестественном и будущем души, которая распадется в момент смерти на «атомы» . Казалось бы, это принцип: «ешь, пей, гуляй, веселись, ибо завтра умрешь» Где же здесь умеренность? Но все не так просто!
Подлинный портрет Эпикура. (Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос - 271/270 до н. э., Афины)
Действительно, Эпикур проповедовал «философию наслаждения». Но наслаждаться он предлагал не сексом, застольями и алкоголем, а... естественными и духовными благами. Желания он разделил на 3 вида:
Желания бывают: одни - естественные и необходимые; другие - естественные, но не необходимые; третьи - не естественные и не необходимые, а порождаемые праздными мнениями.
- Природные и необходимые. Т.е. базовые потребности по пирамиде Маслоу. Например, еда для удовлетворения голода или сон. Удовлетворение этих желаний избавляет от страданий, т.е. приводит к счастью.
- Природные и не необходимые. Эти желания естественны и здоровы, но можно без них и обойтись. Например, желание не просто поесть, а поесть спагетти в хорошем итальянском ресторане.
- Искусственные и не необходимые. Сюда входят предметы роскоши или хайпа типа нового айфона. Или желание быть в топе ЖЖ. Т.е. желание богатства, славы, власти и т.д.
Эпикур считал, что лучший способ стать счастливым - это удовлетворить необходимые потребности. На это не надо тратить много энергии, а результат гарантирован. Вторую группу потребностей он рекомендовал сократить. Человек больше на них тратит, чем обретает взамен. А искусственные и не необходимые он предлагал убрать вовсе. Жить скромно и довольствоваться самым малым. Он считал, что бесконечная погоня за ненужными вещами и социальной успешностью приводит к страданиям. Эпикур не был радикальным аскетом. Скорее он считал, что во всем нужно знать меру.
Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности.
При входе в сады Эпикура стоял кувшин с водой и лежала лепешка хлеба в знак того, что человеку нужно немного. Но последователи Эпикура стали множиться, учение - искажаться. К римским временам эпикурейство приблизилось к гедонизму. И стало ассоциироваться с невоздержанностью, эгоизмом и излишествами. Эпикур наслаждался дружбой и философией. Но потомки стали представлять его развратным обжорой с винищем за столом. Хорошо, что до нас дошли его сочинения и подлинный образ, во многом, благодаря Диогену Лаэртскому. Но разговоры про «наслаждения» Эпикура очень подвели...
Вот так его представлял Рафаэль. (сравните с оригинальным портретом выше)
фрагмент с Эпикуром из картины Рафаэля "Афинская школа"
Напоследок еще несколько цитат из Эпикура:
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Если ты хочешь сделать кого-то богатым, нужно не прибавлять ему денег, а убавлять его желания.
#92днялета (№20)