Сегодня у Лены Миро опять
пост про инвестиции. И я не могу пройти мимо. Своими постами про инвестиции, я хочу показать, что экономика - это не что-то скучное, оторванное от жизни. Это и есть сама наша повседневная жизнь! Поэтому я пишу эти посты для всех, а не для какой-то узкой группы.
В чем-то Лена Миро права. Жизнь завтра не кончается. И кризис, когда все паникуют, лучшее время для вложений в завтрашний день. Это очень верный подход. Время падения рынка - это время больших распродаж. Но распродажи чаще несут покупателям вред, а не пользу. Потому что люди покупают ерунду, которая им не нужна! Они покупают вещи из жадности. Но эта жадность оборачивается против них. Потом оказывается,что эта вещь не нужна вовсе. А деньги на нее уже потрачены. Продать ее выгодно уже не получается. Кто выигрывает на распродажах? Только тот, кто покупает вещи, которые ему действительно нужны. Тот, у кого есть хороший план. И неважно, что ты покупаешь: платье, тумбочку или ценные бумаги.
Самая плохая причина для того,чтобы что-то купить - это гнаться за известным брендом, потому что он стоит дешево. Вот ты видишь, сумочка от Диор стоит 100 евро вместо 1000. О,круто. Но она ярко-красного цвета, лаковая и на золотой цепочке. Какой смысл ходить с ней только потому, что она от Диор? Она не подоходит под гардероб, под стиль, да и замочек у нее неудобный,а помещается в нее только две кредитных карты. Такая же точно история с раскрученными акциями.
Раскрученные акции - чаще всего, это акции, которые надо было покупать позавчера. А сегодня их уже пора продавать. Бывают исключения, но чаще всего это так. Например, было время бума IT сферы. Изобретались новые устройства, шло мощное развитие этого сектора. Мы через год меняли компьютер и смартфон, т.к. очень быстро все устаревало. И с этим ростом акции IT компаний бурно росли. Тот, кто в них тогда вкладывался, получал огромную прибыль. Сегодня этот рост замедлился. Я меняю смартфон раз в пять лет. А компьютер не меняла с 2009 года, и мне норм.
Когда сектор IT стал бурно расти, стала расти и стоимость акций. У некоторых компаний она доросла до небес. Есть важные мультипликаторы (т.е. показатели), которые показывают, насколько реальная стоимость акции соответствует ее стоимости на бирже. По этим показателям я вижу чрезмерно завышенные цены на акции по сектору IT. Этот рынок уже перекуплен, или как говорят инвесторы "перегрет", акции сильно переоценены рынком.
Лена Миро в посте пишет про акции Helwett Packard, но дает ссылку на цену акций HP. Это две разные компании, у них разные акции! Они разделились в 2015 году. Я вчера как раз смотрела этот сектор и эти акции.
Давайте посмотрим графики этих компаний за 5 лет. Хорошо ли идут дела? Вам нравятся эти графики? Вы видите здесь рост и классные перспективы? Я - нет! Я вижу,что цены на акции обеих компаний стали падать задолго до "распродажи". И если мы посмотрим их финансовые показатели, то увидим там тревожные звоночки. Да, эти компании не перекупленные. Но я вижу, что некоторые их ключевые показатели здорово отличаются от нормы. Они вызывают во мне тревожное чувство. Часто на американском рынке недооцененность и дешевизна акций компании означает одно: от них бегут инвесторы! И чрезмерно недооцененные бумаги - это тоже подозрительно.
Графики за 5 лет HP, Hewlett Pachard, Apple. Провела условные линии, чтобы было нагляднее...
У компании Apple дела гораздо лучше. Ее график стабильно рос. Она переоцененная, но не запредельно, и у нее есть долги. Но это сильная и надежная компания, которую можно брать. Но я покупаю не акции, которые просто не обанкротятся. Я покупаю акции, которые вероятно принесут мне хорошую прибыль. А я не уверена,что Apple снова рванет. Она выпустила айфон, айпад. Все за этим гонялись. Но это было уже достаточно давно. Поэтому вопрос: они могут сделать что-то столько же крутое завтра?...Или будут почивать на лаврах, продавая айфоны, пока кто-то молодой их не обгонит?... Я считаю, что в делах любых покупок принцип один: не уверен - не бери. Тем более акции, которые стоят под 300 баксов! Такая покупка должна быть 100% оправдана и быть выгодной. Ведь есть разница: ошибится с акциями за 30 доллларов или за 300...
Т.е. резюме такое: не надо покупать известный бренд. Не надо покупать, потому что стоило дорого, но подешевело. Не надо покупать, потому что кто-то крутой посоветовал. Или потому что все покупают. А надо покупать то, в чем ты сам уверен. И эта уверенность должна основываться на проделанной работе! Семь раз отмерил - и один раз отрезал.
И так друзья, везде. И чем дороже покупка, тем дольше надо думать и тем больше собирать информации.
Как вы действуете на распродаже? Покупайте по плану, спонтанно или вообще обходите распродажи сторонкой?...
фото из сети