Сначала я прочёл книгу "12 лет рабства", а затем посмотрел фильм. Классический случай, когда книга интереснее.
Теперь немного подробнее.
Книга "12 лет рабства" Новый Свет увидел в 1853 году. Напомню, что это период серьёзных социальных потрясений на землях Северной Америки, перед гражданской войной с 1861 по 1865 годы. Не разумно считать войну Севера и Юга "освободительной" для негров, рабов юга. Суть разногласий в обществе Северной Америки были значительно глубже: это как религиозные разногласия, так и понимание свобод, а так же разная шкала ценностей. Но не о войне речь.
К переводу был принят первый текст книги, изданной именно в 1853 году. Книга сохранила своеобразной речи автора, Соломона Нортапа, который рассказал свою историю. Очень интересно следить за языком книги, хотя я не читал её в оригинале, но переводчику удалось передать краски речи человека того времени. Кроме того, книга изобилует подробными описаниями географии, быта, исторических событий - свидетелями которых стал герой книги. "Так не придумаешь" - вертится на языке, когда вчитываешься в детали книги.
Соломон Нортап - чернокожий, родился и жил свободным человеком. Да, он был рожден в семье бывших рабов, освобожденных, но продолжавших отношения со своими бывшими хозяевами. Отец Соломона старался дать сыну больше, чем видел он сам, и много сил положил на то, чтобы мальчик получил образование. Образованность Соломона не вызывает сомнения, в тексте часто встречаются цитаты из популярных в то время книг и стихов. В том числе, он обучился играть на скрипке, что существенно повлияло на его жизнь.
Соломон трудился, как и его отец. К 30 годам он был женат, и в семье было трое детей. Жизнь его была такой же, как и любого работяги, добавлю с целью усугубить - чернокожего работяги, хотя в своей свободной жизни Соломон такого акцента не делал. Он просто воспринимал мир: хочешь заработать - трудись! И это у него получалось.
Повествование книги динамичное. После короткого описания происхождения Соломона, повествование быстро переходит к сути книги: похищение и рабство. Соломона обманом заманили в Вашингтон, где он был продан за 650 долларов. К примеру корову можно было купить долларов за 30. Раб - дорогая скотина. Именно такое, скотское отношение он испытал на себе сразу, в прямом смысле этого слова. Работорговец приложил достаточно усилий, чтобы физически выбить у свободного человека даже охоту заикаться о своём происхождении. Само собой, работорговец совершал преступление, и он себя старался обезопасить - внушая страх физической расправы. Представьте, как нужно бить мужчину, чтобы сломить его волю? Соломон храбрый человек, и только страх смерти удержал его от самоубийственных заявлений о притязаниях на свободу. Простыми словами описана страшная трагедия.
/сцена ломки сопротивления Соломона в Вашингтоне/
Весь мир юга был наполнен постоянным напоминанием о неминуемой гибели в случае попытки к освобождению. Такой попыткой могли признать даже произнесение в слух собственного имени, а чтобы скрыть следы преступления на Соломона была выписана купчая, куда было вписано вымышленное имя. Соломон исчез. Его никто не знал под этим именем на юге, а значит никто не мог его найти и освободить. Удалённость от свободных штатов, опасная природа, повсеместные патрули белых карателей - являлись непреодолимой тюремной стеной для Соломона, названного в рабстве Плат.
На собственной шкуре Соломон-Плат узнал что такое рабство. Какие бывают рабовладельцы. Ему досталась не легкая доля, ибо он считался рабом "опасным", склонным к непокорности, избившим белого, за что полагалась смертная казнь, которую он избежал лишь по юридической коллизии и заступничеству одного из плантаторов. Добрых плантаторов Соломон-Плат называет добрыми, злых вы узнаете сами по делам их. Соломон описывает всё, как он увидел собственными глазами.
Каждый рассказ, каждая глава - даёт яркую картину и пищу для размышлений: о природе людей, о чести, о духе. Отдельно стоит и религиозное понимание мира и использование Библии людьми в своих интересах, полностью противоречащих заветам её.
Итак, резюме о книге такое: самобытный, красочный язык, легкий для восприятия; хорошая динамика развития сюжета, книга полна событий, книга интересная и не скучная в прочтении; книга полна смысла и даёт пищу для ума; книга воспевает высокие человеческие ценности, воспитывая читающего.
Что же сказать о фильме "12 лет рабства"?
Да, режиссёр попытался показать трагедию героя, стараясь приукрасить картинки. Основной инструмент режиссёра: гротеск, преувеличение. Вот как было всё сливочно-сладко, а вот как стало бесчеловечно жестоко. Да, в книге есть эта разница, но уловите суть слова "гротеск" - преувеличенный контраст. Работая над этими преувеличениями, режиссер не уделяет внимания важным деталям, теряя большую часть смысла книги. Не зная книги - фильм бы был "ни о чём". Даже появление в кадре Бреда Пита не придало фильму ничего, кроме имени на афише. Кстати, он вообще никак не отыграл того персонажа, который был описан в книге. Пит создал свой образ, просто другой, не имеющий к этому произведению отношения. Так же было и с остальными. Фильм, что называется, "по мотивам романа". Мне не понравился. Скучный, не имеющий ничего стоящего, что ценится в таком искусстве, как кино. Даже "Джанго освобожденный" от Квентина Торантино, снятый так же на тему рабства - просто шедевр, по сравнению с режиссерской версией "12 лет рабства".