Бытует мнение о том, что ужасная советская власть украинизировала русское население УССР. В доказательство приводят отрывки из газет, в которых украинизируют города, чиновников и т.д. Это правда, но не в том контексте, в котором преподносят украинофобные «историки». Начнем с того, что сельское население Российской империи значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей (174 099 600 человек), в городах жило 24 648 400 человек, то есть 14,2 % (данные 1913 года), а сельское население - 85,8% соответственно.
Так завелось, что в городах в большинстве проживали русские и евреи, а украинцы составляли меньшинство, когда в сельской местности, напротив, количество украинцев доходило до 90%. Конечно, были исключения, например город Полтава, в котором проживало 56% украинцев, 20,5% русских и 20% евреев, а в целом в Полтавской губернии было 93% украинцев.
Возвратимся к числу городских жителей. Их было значительно меньше в сравнении с сельским населением. Например, возьмем ту же Полтаву, где население составляло всего 54 тыс жителей, тогда как в губернии их было целых 2 778 151 (1897). Городское население составляло 1,94% от всего населения губернии.
А теперь после этого можно вернутся к украинизации. Политика коренизации началась с целью укрепления советской власти в республиках средствами введения национальных языков в школе, печати и других участках культурной жизни, а также в администрации - как государственного языка республики. В УССР этим языком естественно был украинский. Но речь пойдет о «сопротивлении» населения, которая была вызвана украинизацией. Сопротивление появилось ещё в самой КП(б)У (Коммунистическая Партия большевиков Украины), где по тем временам украинцы составляли меньшинство (1924 - 16% украинцев). Украинизация началась только с 1925, когда под давлением украинской части КП(б)У были отстранены от постов секретарей Э. Квиринг и Д. Лебедь, которые до откровенно выступали против любых уступок украинской культуре.
Большую роль в украинизации сыграл наплыв украинского населения из села (о котором я писал выше), и города УССР начали набирать украинского характера, что может и не нравилось местному населению, но украинизация изначально должна была соединить город и село.
Надписи: «Украинизация осуществит соединение города и села» и «Знание украинского - это лишь первый шаг к полной украинизации»
Изменения в национальном составе населения крупных промышленных городах. От 1923 до 1933 количество украинцев в Харькове выросла с 38% до 50%, в Киеве с 27,1% до 42,1%, в Днепре с 16% до 48%, в Одессе с 6,6% до 17,4%, в Луганске с 7% до 31%.
Более того, украинизация рабочих и городского населения в связи с индустриализацией и коллективизацией (от которой крестьянство бежало в города) потерпела ускорения в 1927-1933 годах. Украинизация все время встречала вражеский сопротивление русских великодержавных шовинистов в Украине (деятельность пролеткультов, сопротивление украинизации государственного аппарата, прессы и т.д.), поддерживаемых московской и ленинградской прессой и особенно настойчивыми на высоких должностях (Ю. Ларин, В. Ваганян и др.).
Москва пристально следила за процессом культурного возрождения Украины и, боясь укрепления тенденций к ее самостоятельности, начала тормозить украинизацию уже на самых ее началах: письмо 1926 Сталина к Л. Кагановича с предупреждением против уклона Хвылевого, который бросил лозунг «прочь от Москвы» и требовал полной украинизации пролетариата; того же года устранения А. Шумского из Украины; 1928-1929 ликвидация литературных организаций ВАПЛИТЕ и Ланка-МАРС, позже журнал «Литературная ярмарка» и «Пролитфронт», преследования неоклассиков; ликвидация УАПЦ, разгром Украинской Академии Наук; ссылки Грушевского в Москву (1931) и др. Окончательно украинизация была прекращена с назначением в январе 1933 П. Постышева секретарем ЦК КП(б)У. В течение 1933-1934 в постишевском терроре большинство деятелей украинизации были ликвидированы или совершили самоубийство (Хвылевой, Н. Скрипник и др.), выехали в другие республики, чтобы переждать террор (А. Карпеко), и с тех пор неофициально началась русификация, которая особого ускорения набрала после Второй мировой войны.