В этом посте попробую собрать всевозможные премудрости, так или иначе связанные с автомобильной тематикой.
***КО-mode on
Частенько приходится слышать разговоры разных знакомых, суть которых сводится к тому, что по тем или иным причинам, человеку необходимо садиться за руль. Но все-таки, давайте попробуем разобраться с вопросом чуть подробнее.
Прежде чем думать о покупке автомобиля, имеет смысл, как бы глупо это ни звучало, выучиться прилично ездить. И еще одно, ничуть не менее важное - даже не выучить правила, а понять их. Понять, что к чему, зачем это правило существует. Все эти нелепые запреты написаны кровью. Да, существуют случаи, когда какой-то знак или группу знаков (или элемент разметки) установил/нарисовал какой-то идиот. Бывает. Но это свидетельствует только о том, что кто-то пытается надевать штаны через голову, а не то, что штаны - дурацкий элемент одежды.
Покупая машину, нужно однозначно понимать, что это не автобус, который ходит по расписанию. И не такси, которым можно пользоваться строго по вызову, и забыть о нем во все остальное время. Это практически новый член семьи. За машиной нужно ухаживать. Нужно знать, как за ней ухаживать, знать как и когда ее нужно обслуживать и ремонтировать.
В зависимости от того, что за машину вы покупаете, нужно однозначно понимать, что сумма 10к рублей - это тот минимум, который будет у вас отнимать практически любая, самая экономичная малолитражка. И в эту цифру входит только бензин и всякие поддерживающие меры. Сюда не входит ремонт, транспортный налог, кредит и все прочее. Если у машины движок больше двух литров - эта цифра будет больше. Если движок турбированный - можно смело умножать на три.
Если в ваши планы не входит пользоваться машиной каждый или почти каждый день - вам не нужна машина. Пока машина стоит - она стареет, ржавеет и умирает в два-три раза быстрее, если бы все это время ездила бы.
Если у вас в мыслях есть поездить летом, а как только похолодает - пересесть обратно на метро - вам не нужна машина. Рано или поздно зима со снегом или сильный дождь застанет вас в дороге, и мы увидим то, что видим каждый раз на дороге, когда за окном начинают срываться капельки или снежинки - все встает колом. Потому, что в головах паника, а очко в этот момент может перекусить лом.
Теперь по поводу правил. Нет, ну правда, их не дураки писали. Не нужно выезжать на перекресток, даже если загорелся зеленый свет, если сразу за перекрестком все плотно стоит в пробке - вы перегородите дорогу поперечному потоку, и в итоге хуже будет всем. Не нужно обгонять пробку по обочине, поднимая клубы пыли. Не нужно заезжать за стоп-линию перед светофором. Стоя перед ней, вам отлично видно светофор, а переехав ее - нет. Да и высовываетесь за перекресток опять же. Не нужно парковаться вдоль, когда все припаркованы поперек. Не нужно парковаться поперек или вдоль, если есть диагональная разметка на парковке. Не нужно парковаться на два места сразу, даже если рядом есть еще свободные места. Не нужно загораживать въезды и выезды, закрывать другие машины, парковаться в два и три ряда вдоль дороги. Был у меня знакомый, который парковал свою машину как попало под лозунгом: "похер, у меня КАСКО". Искренне надеюсь, что какой-нибудь большой грузовик разнесет ему пол машины прицепом для профилактики.
Не нужно ехать в крайнем левом ряду - этот ряд для машин, которые едут быстрее. Такие всегда находятся. Даже если вы едете, соблюдая скоростной режим, всегда бывают случаи, когда кто-то действительно спешит или завершает какой-то маневр, имея в запасе избыток скорости. Неужели это кажется таким постыдным - ехать в правом ряду, а не в левом? Не нужно включать дальний свет, если у вас перегорела одна из лампочек ближнего света. Нужно заменить лампочку. Срочно! И нужно уметь это сделать самому, в дороге, в любой момент. Запасные лампочки, предохранители, домкрат, трос, минимальный набор гаечных ключей и отверток должен быть в каждой машине всегда. Это вам пригодится чаще чем аптечка и огнетушитель. Изолента, несколько пар чистых перчаток, немного масла и WD-40 и фонарик совершенно точно нужны в любой машине. В любой стране. В любое время года и суток.
Отдельный разговор про поворотники. Если кратко - ими нужно пользоваться всегда, где вы совершаете движение рулем, за исключением тех случаев, когда не существует альтернативных вариантов трактования вашего маневра. Если по-простому, все ряды дороги поворачивают вправо и вы продолжаете двигаться в своем ряду - ничего показывать не нужно. В остальных случаях - обязательно. Даже "если и так видно, что вы повораичаете". Даже если вокруг никого нет. Даже если вы просто объезжаете препятствие, и других вариантов, казалось бы, нет. Поворотники показывать нужно. В этом нет ничего сложного или утомительного. Беспощадно штрафовать тех, кто это правило не выполняет. Особенно удивляет, что это не очевидно для жителей крупных городов. Ладно еще какой-нибудь абстрактный Полуэкт из деревни Гадюкино может сомневаться в необходимости показывать поворотники на единственном тракторе во всей деревне посреди чиста поля. Но в городе-то!?
При повороте - обязательно нужно занимать крайнее положение в ряду, чтобы вас могли без проблем объехать те, кто не будет поворачивать. Ах вы не уверены, заехала ли ваша машина за линию? Прошу вернуться к первому пункту из всех - нужно научиться для начала прилично водить. И чувство габаритов своей машины - одно из обязательных условий.
При движении, старайтесь ехать так, чтобы любой другой участник движения мог легко спрогнозировать ваши дальнейшие действия в любой момент времени - в этом залог безопасности. При перестроении - обязательно нужно показать поворотик, убедиться, что ваш маневр никому не помешает (в том числе это значит, что человеку не нужно будет ничего менять в своем движении - ни ускоряться, ни тормозить) и лишь потом - начать маневр. И помните, включенный поворотник не дает вам права на преимущество при проезде, а лишь показывает ваше намерение другим. Обязательно смотрите на знаки! Водитель в любой момент при пересечении любых дорог должен однозначно понимать, у кого главная дорога, у кого - второстепенная. Если у вас главная - вы не обязаны никого пропускать, даже если у него Большой Черный Джип. Правило трех Д никто не отменял, но про главную дорогу знать нужно уверенно.
Автомобилисты, пропускайте пешеходов на пешеходных переходах.
Пешеходы, не ломитесь под колеса там, где вас никто не ожидает увидеть. Машина при всем желании водителя не может остановиться внезапно. Для этого нужно достаточно много времени и места. И нечего лезть на красный свет, сами же виноваты будете.
Пропускайте людей, особенно во всяких пробках. Все равно уже стоите, и эти пару метров сильо погоду не изменят. Если пропустили вас - поблагодарите пропустившего вас водителя любым доступным образом. Можно рукой махнуть, можно аварийкой мигнуть пару раз - как угодно. Это повышает настроение всем и снижает раздражительность.
Если количество рядов движения не очевидно - всегда держитесь правой стороны. Более опытный водитель точно знает, поместится ли его автомобиль в еще один ряд, рядом с вами. Не нужно ехать посередине.
При движении в плотном потоке, ориентируйтесь не на ту машину, что едет непосредственно перед вами, а на те, которые перед ней. Если видите, что они уже практически остановились - значит уже давно пора и вам снижать скорость. Если видите, что крайний ряд впереди будет поворачивать - уходите из него заранее, а не в последний момент. Если перед вами едет автобус или маршрутка - помните, что они наверняка скоро остановятся по требованию пассажиров - держите дистанцию или заранее уходите в другие ряды.
Старайтесь заранее прогнозировать ситуацию на дороге, учитесь доверять своему прогнозу. Старайтесь делать свой прогноз максимально точным. В идеале, водитель должен понимать, что делают в любой момент времени другие восемь машин, находящиеся с ним в непосредственной близости. Особенно внимательно нужно следить за теми, кто у вас в "мертвой зоне". И обязательно-обязательно нужно уметь пользоваться зеркалами. Они должны быть настроены именно под вас. Видно в них должно быть все, что происходит позади вашего автомобиля, а не то, чем занимаются пассажиры на заднем сидении или себя любимого. По зеркалам нужно уметь оценить обстановку, понять, как далеко от вас находятся предметы. Нужно уметь парковаться по зеркалам. Более того, парковать машину в бокс по зеркалам задним ходом значительно проще, чем делать это передним ходом. Если вас этому не научили - у вас был плохой инструктор.
***КО-mode off