Рецензия на короткометражный фильм "Исповедь" режиссёра Анны Брыль
Робкие печальные и сбивчивые звуки старой музыкальной шкатулки несмело складываются в музыкальное произведение композитора А.В.Михайловской "Гимн Красоте", написанное под вдохновением от одноименного стихотворения Ш.Бодлера:
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор - лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.
Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.
Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе - восторг, и все в тебе преступно!
С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.
Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
Летит к тебе - горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.
Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.
Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!
Попав в короткометражный фильм "Исповедь" режисёра А.К.Брыль "Гимн Красоте" получил новое значение - реквием по Модерну. Ведь именно к эпохе Модерна, когда вера в прогресс была несокрушима, эталон сверхчеловека казался достижимым, а разум считался высшей добродетелью, принадлежат достижения героя фильма "Исповедь" Н.Н.Палтышева.
Известный педагог-практик и учёный, народный учитель СССР, народный депутат СССР, автор книг и научно-методических работ, создав свою поэтапную систему обучения, которая вобрала в себя всё лучшее от эпохи Модерна, и получив благодаря ней признание, столкнулся с жестоким испытанием - время, отведённое эпохе Модерна, закончилось. Разочарование в техническом прогрессе, силе разума, растерянность из-за большого количества свобод и размытых норм морали положили начало новой эпохе - Постмодерну.
Поэтапная система обучения утратила своё значение и популярность, а сам Н.Н.Палтышев оказался покинутым и забытым. Осознавая себя, как человека из прошедшей эпохи, Н.Н.Палтышев выражает верность её идеалам, и ставит перед зрителями вопрос: "А не даром ли эти идеалы забыты?"
Короткометражный документальный фильм "Исповедь" А.К.Брыль снят о Н.Н.Палтышеве, но сам процесс создания этого фильма стал и её личной исповедью. А.К.Брыль приступила к съемкам своего дебютного фильма понимая, что её карьера педагога-учёного в стенах ЮНПУ им. К.Д.Ушинского подходит к концу, завершается важный этап её жизни, впереди - пенсия. А конец - это начало. И, в противовес Н.Н.Палтышеву, А.К.Брыль ринулась в новую эпоху - Постмодерн - приняв её идеалы и ценности, своим примером ставя вопрос: "Стоит ли сопротивляться новым веяниям?"
В итоге, короткометражный фильм "Исповедь" повествует и о смене двух эпох (Модерна и Постмодерна), и о двух личных драмах незаурядных людей (Н.Н.Палтышеве и А.К.Брыль), и о двух разных позициях восприятия необратимых перемен (отстаивать былое или меняться в соответствии с новыми условиями).
А вот и сас документальный короткометражный фильм "Исповедь" А.К.Брыль:
Click to view