Когда я продвигался через терни к звёздам, преодолевая препятсвия жизненных обстоятельств, мне довелось познакомиться с одним интересным человеком, о котором хочу вам сегодня рассказать. Этот человек - Анна Константиновна Брыль - известный в профессиональныльной среде учёный-педагог, которая одной из первых начала разрабатывать вопросы духовной культуры личности исходя из ноосферного подхода.
Научные разработки и достижения
А. К. Брыль является автором более 200 научных публикаций. До 1990 года активно изучала формирование и развитие музыкальной памяти, что нашло своё отражение в кандидатской диссертации и публикациях ряда статей в научных сборниках. С 1990 года переключилась на изучение вопросов духовной культуры личности педагога и ученика.
В своих научных статьях А. К. Брыль установила, что низкий уровень духовной культуры учащихся чаще всего обусловлен имеющимся несовпадением духовных ценностей, декларируемых в учебно-воспитательном процессе, с духовными традициями субъективной культуры учащихся: семейными, национальными и межличностными в малых группах.
Также она доказала, что процесс формирования духовной культуры личности имеет возрастные особенности: для каждой из возрастных групп один из компонентов выступает ведущим, опорным. У дошкольников это нравственный компонент, для младших школьников - эстетический, подростков - коммуникативный, старших школьников - мировоззренческий, для студентов - мировоззренческий и коммуникативный.
А. К. Брыль обосновала и то, что духовная культура личности находит своё отражение на сенсорном уровне, понятийном, оценочном и творческом. В процессе передачи духовного опыта от учителя к ученикам ключевое значение имеют три вида деятельности - восприятие, воспроизведение, творчество (поступок). Созданы методики диагностики сформированности духовной культуры личности для различных возрастных групп.
Отдельные положения исследований вошли в разработанные и апробированные программы спецкурсов и спецпрактикумов для дошкольников, школьников и студентов педагогических ВУЗов («Религия», «Мировоззрение», «Духовная культура личности»). Результаты работы внедрялись в практику научной (Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского), учебной (Одесская школа-лаборатория № 122) и учебно-профессиональной деятельности (Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника и Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского).
Под руководством А. К. Брыль защитили кандидатские диссертации следующие учёные-педагоги: Е. Реброва, О.Барабаш, Т.Кононенко, О.Бабченко, И.Бужина, Л. Молорова, С.Высоцкий.
Нескучный учёный
Встретившись с А. К. Брыль в непростых жизненных обстоятесльствах мы узнали друг друга и с тех сторон, которые обычно остаются за кадром общественных хроник. Так я узнал, что Анна Константиновна не только значимый учёный, но и интересная личность. Своих студентов и окружающих людей она учит не только тому, как быть педагогом-профессионалом, но и как пройти свой жизненный путь с достоинством, не опускаясь до мелочных интриг, как оставаться верным себе и как важно жизнь той жизнью, которю желаешь, не смотря на деньги, обстоятельства, возраст, болезни. Учит же Анна Константиновна не назиданиями, а личным примером, и, надо признать, её пример заразителен.
А. К. Брыль "Как я не стала знаменитой: мои дневниковые пазлы + отцовский архив"
Помимо всего вышеперечисленного учит Анна Константиновна личным примером и самоиронии. Квиэстесенция этого жизненного урока от А. К. Брыль нашла своё воплощение в мемуарах "Как я не стала знаменитой: мои дневниковые пазлы + отцовский архив", увидевших мир в 2014 году. Никто не сможет об этой книге сказать лучше, чем сама Анна Константиновна, потому я её просто процитирую:
"Всё, что я пишу - никому не надо. Никто не будет читать то, что написала я - обычный человек, обычная женщина. Педагогика как наука сегодня никого не интересует. Политики, олигархи - главные действующие лица. Вокруг их имён происходят все события.
Это рассказ бумаге. Это исповедь-размышление самой себе. Это рассказ о том, почему мне трудно жить в сегодняшнем мире. Почему миру не интересно жить со мной.
Ответы на многие вопросы я ищу в прошлом. В истории своего рода, в истории моей жизни. А в ней большое место занимают не только родственники, но и люди - Учителя."
И ещё пару цитат из самой книги:
"Рыночное время. Толчок. Продажа. Богатство. Сетевой маркетинт. Всё это мне интересно. Так хочется соотвествовать времени. Упс! Прокол! Всё перечисленное меня не любит."
"Гений - это терпение. Я - не гений. Для того, чтобы стать знаменитым надо, наверное, быть терпеливым. Уметь ждать свой звёздный час. Но не просто ждать, а, обязательно, что-то делать для свершения желаемого."
"Как-то раз закрылась в дачном туалете. Крючок опустился снаружи - не могу выйти. Зову на помощь. Проходит минута, две, три... Боже! Я узнаю, что у меня огромный запас матерных слов."
"Физику в школе я очень любила, но не настолько, чтобы это нравилось нашей строгой учительнице. Мои ответы её не удовлетворяли. Но однажда она меня похвалила - ей очень понравился мой модный портфель, который мы с папой купили в Батуми."
"Иногда я с этим миромнахожусь в гармоничных отношениях. Только это бывает редко. Интересно, что когда я обретаю гармонию в себе, то нахожу её во всём."
Ссылки
*
Научно-популярная статья Анны Константиновны Брыль "Духовная культура человека как психологическая проблема" для журнала "AVE" на русском языке *
Статья "Откровения украинцев: 50 лет разницы" из газеты "Сегодня", содержащее небольшое интервью А.К.Брыль *
3 юмористические интерпретации сказки "Курочка Ряба", одну из которых написала Анна Константиновна *
Научная статья А.К.Брыль "Формирование и коррекция индивидуального стиля педагогической деятельности студентов ВУЗа" на украинском языке *
Научная статья А.К.Брыль "Имидж современного учителя начальных классов" на украинском языке *
Научная статья А.К.Брыль "Формирование продуктивного имиджа учителя начальных классов средствами деловой игры" на украинском языке *
Научная статья А.К.Брыль "Педагогическая технология сотрудничества и её исользование в условиях начальной сельской школы" на украинском языке