Сильные и слабые стороны клипового мышления

Jan 15, 2015 00:32





О понятии клиповое мышление слышали уже многие. Причём слышали, по большей части, в негативном ключе.
Предлагаю ознакомиться с темой поближе и разобраться, какие есть сильные и слабые стороны клипового мышления.


Очень краткая история вопроса

Изменения в информационной сфере общества и их последствия привели к появлению нового стиля жизни - зэппингу. Это понятие произошло от английского channel zapping, что означет беспрестанное переключение каналов телевизора. Термином зэппинг стали обозначать образ жизни, когда разношерстная информация настолько часто мелькает перед глазами у человека, что он не успевает её проанализировать и усвоить, в его голове остаётся лишь коллаж из обрывков информации.

Новый образ жизни зэппинг породил и соотвествующую ему культуру, которую стали обозначать клиповой, потому что основной еденицей информации для новой культуры стал набор образов, звуков, текстов и смыслов, мало связанных друг с другом, точно так же, как мало связаны между собой кадры в клипах поп-певцов. Эта культура основана на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортна для людей определённого склада ума.

Соотвественно, людей, которым удобно жить в килиповой культуре стали называть клиповомыслящими, а мышление этих людей - клиповым.

Предпосылки появления клипового мышления

1. Ускорение темпов жизни и непосредственно связанный с ним рост объема информационного потока, порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделение основного и фильтрации лишнего.

2. Ускорение темпов жизни приводит к потребности в большей актуальности информации и скорости ее поступления. Сама по себе актуальность не теряется, но сокращается время ее существования, нужен на обобщение информации, поступающей и осознание причинно-следственных связей, в которые вписывается новость. Актуальная информация просто не успевает включить в себя интерпретационную часть.

3. Увеличение разнообразия входящей информации. Западная культура последовательно училась находить все больше факторов, влияющих на каждое явление и учитывать то, что экономика требует технической, информационной, финансовой осведомленности. Учитель должен разбираться не только в своем предмете, психологии и возрастных особенностях учащихся, но и в смежных дисциплинах (для экономики это математика, история, информатика и т.д.). Каждая новая группа факторов означает возникновение нового потока новостей, относящихся к этой теме.

4. Увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Пятьдесят лет назад «занятия» предусматривало полное поглощение человеческой жизни, а занятия несколькими делами свидетельствовало о несерьёзности или указывало на какую-то особенно «кипучую натуру». Сегодня занятия называются «проектами», и в этом слове содержится две важных констатации. С одной стороны, проект, в отличие от «дела», «занятия», имеет ограниченный срок жизни и будет изменен другим. С другой - он не претендует на то, чтобы монополизировать время и внимание человека. Сегодня в передовых слоях западного общества принято заниматься одновременно несколькими проектами: писатель пишет несколько романов, бизнесмен руководит несколькими бизнесами и тому подобное. Поскольку человек занимается одновременно разными проектами, он вынужден иметь дело с различными информационными потоками, поступающими от каждого из них.

5. Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, переход риторики в диалектике и проповеди в дискуссию. Линейный текст - монолог автора, а реплики собеседника разбивают текст на фрагменты. Да, иногда, актуальную информацию по какой-то узкой сферы жизни мы можем найти только на специализированных форумах в виде реплик отдельных пользователей, полемизирующих друг с другом.

Клиповое мышление против понятийного

Сущность клипового мышления заключается в том, что оно умеет и может быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Основное положительное свойство клипового восприятия - большая скорость обработки информации. Другая его особенность - преобладание нетекстовой, образной информации.
Обратной стороной клипового мышления является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности однородной и одностильной информации, в том числе и книжного текста.

В своих качествах клиповое мышление полностью противоположно понятийному мышлению. Обычно, понятийное мышление определяют как один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, формированием обобщений и выстраиванием логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе речевых и текстовых средств.

Понятийное мышление способно к восприятию длительной линейной последовательности однородной и одностильнои информации. Оно легко погружается в глубину информации и формирует ее аналитической обзор. Однако понятийное мышление не гибкое и медленное.
Клиповое мышление - это новое и современное явление, а понятийное - имеет многовековую историю развития.

Выражаясь метафорично, клиповое мышление подобно бабочке, порхающей с цветка на цветок, а понятийное мышление - кроту, который роет свою нору медленно и глубоко.

Негативные свойства клипового мышления

1. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных факторов, частей, фрагментов информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

2. Клиповое мышление предусматривает упрощение, то есть снижает глубину усвоения материала.

3. Теряется способность к анализу и выстраиванию долгих логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда. Это часто приводит к мышлению на уровне стереотипов.

4. Люди клипового мышления не воспринимают других навыков работы с текстами, кроме конвертации их в практические инструкции (но не назад). И поэтому нет уважения к текстам, особенно в художественных.

5. Ослабление чувства сопереживания и причастности к  жизни других людей, ответственности.

6. Люди с клиповым мышлением рассеяные, гиперактивные, реактивные.

Позитивные свойства клиповго мышления

1. Клиповое мышление используется как защитная реакция организма на информационную перегрузку.

2. Клиповое мышление придаёт динамизм познавательной деятельности.

3. Клиповое мышление помогает отфильтровать из общего потока информации наиболее важную.

4. Клиповое мышление позволяет людям быстро находить рекомендации к действию и немедленно приступать к практической деятельности. Текст для них выступает набором спрятанных ключей, необходимых для понимания ситуации.

5. Для людей с клиповым мышлением менее характерно «застревание» в психологически трудных чувствах, переживаниях, ситуациях.

6. У людей с клиповым мышлением существенно возрастает способность к многозадачности.

Как видите, у клипового мышления не только отрицательные черты, но и позитивные. Потому не стоит и воспринимать широкое распространение клипогово мышления как трагедию.

Не могу не упомянуть ещё и о замечательном фильме по теме клиповой культуры.

image Click to view

познавательное, культура

Previous post Next post
Up