Буддист принимает позу лотоса и отправляется в психический космос. Он ощущает, как покидает границы тела, его "я" растворяется в бытии и сливается с Единым, у которого нет границ, формы и названия.
В это время у него блокируется участок задней верхней теменной коры, отвечающий за ощущение границ собственного тела. Именно благодаря непрестанной работе этой зоны мозга мы всегда твёрдо отличаем самих себя от внешнего мира (что, в частности, позволяет нам двигаться, не врезаясь в препятствия). Всегда, но только не в минуты глубокой пассивной медитации. Переживания, которые на Древнем Востоке считались мистическими, имеют чёткий нейрофизиологический механизм.
Это выяснилось благодаря молодой науке
нейротеологии. На её счету много удивительных открытий, подробнее о которых можно узнать из замечательной книги Эндрю Ньюберга (
Andrew Newberg), Юджина Д'Аквили (
Eugene d'Aquili) и Винса Рауза (Vince Rause) "Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта".
Впрочем, медитация давно вышла за рамки восточных религий и превратилась в инструмент психотерапевтов и развлечение скучающих менеджеров. Тем не менее воздействие этой практики на мозг во многом ещё не изучено. Ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях решила Таня Зингер (
Tania Singer) и её коллеги из Института когнитивных наук и наук о мозге человека Макса Планка.
Подробнее...