В этот раз, как я уже сказала, мы жили не в каюте речного теплохода, а в обычной гостинице. Выбирали по месту расположения, чтобы вид из окна был красивый, и добираться от неё в любую точку города было удобно. Всё это нам очень пригодилось.
Стоит эта гостиница на самой, на советской площади, площади Ленина, между улицами Советской и Совнаркомовской. И называется она, нет, не Красный Пролетарий, и не Чугунный Молот, а, глядя на памятник напротив гостиницы, можно было бы так подумать.
Эх...
Здесь нынче тон каков?
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Написал Грибоедов про нашу гостиницу.
А если серьёзно, гостиница нормальная, без нареканий, старенькая и с традициями устоявшимися, жить в ней можно, питаться фифти-фифти, я бы не советовала. Персонал вежливый, расторопный. Номер, как мы и просили, был на верхнем этаже с отличным видом, плюс был выход на балкон из общего холла с другим углом обозрения.
У меня по осени бывают заскоки, когда я спать совсем не могу, иногда это даже оказывается полезным, как в эту поездку.
Пришли мы в номер после вчерашней прогулки около часа, а в 4:50 утра я уже отдёргивала шторы, чтобы посмотреть, не продрыхла ли рассвет. Увидев красивое небо, ринулась за фотоаппаратом и бегом обратно на балкон. Дальше всё как в кино. Муж мне: «Дверь! Одеяло! Сквозняк!»
Click to view
В общем, иди ты в холл, и балкон закрой, не май месяц.
Вид на собор Александра Невского, Канавинский мост, Гребневский канал и, место впадения р. Оки в Волгу.
Когда я вернулась в номер, муж уже был готов выдвигаться на променад.
Получается, Ока делит город на две части. Мы с утра решили прогуляться по заречной стороне, где жили, а потом перебраться по Канавинскому мосту в ту часть, что называется нагорная на Дятловых горах, к Кремлю и основным достопримечательностям.
Возле самой гостиницы прямо за площадью Ленина расположена Нижегородская ярмарка - это исторический район, где кипела жизнью крупнейшая ярмарка Российской империи. В 1816 году в Нижний Новгород из Макарьева была переведена Макарьевская ярмарка. В том же году на левом берегу Оки развернулось строительство основных ярмарочных сооружений. Понимая важность постройки нового экономического центра, император Александр I даже отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги на постройку ярмарки.
Центральной частью ярмарки был сооружённый гостиный двор, спроектированный Августином Бетанкуром, состоящий из 60 отдельных корпусов с 2530 лавками. Главный дом в духе классицизма и боковые административные корпуса образовывали центральную парадную площадь.
Вид из холла на площадь Ленина и Ярмарочную площадь во второй половине дня и ранним утром
Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения - подземная сводчатая канализация. Две круглые башенки между крайними рядами гостиного двора служили входами в две подземные галереи. Подземные галереи представляли собой длинные коридоры с каменными стенами и сводами и кирпичным полом. Длина каждой галереи - 640 метров, ширина - 2,1 метра, высота - 2,5 метра. Вдоль задней стены коридора пролегал жёлоб, над которым были установлены разделённые перегородками писсуары. Чистота помещений поддерживалась ежедневно при помощи воды из трубы, соединявшейся с обводным каналом. Для России того времени это были уникальные сооружения, подземные работы до этого времени проводились лишь в Москве (1816-1829). Гораздо позднее подобные подземные галереи появились в Париже.
В 1860-х годах нижегородский купец Э. Шмит установил на территории ярмарки 650 фонарей, а к 1885 году появилось электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц.
Главный ярмарочный дом сегодня
В 1881 году Главный ярмарочный дом полностью перестраивается по проекту архитекторов Карла Треймана, Александра фон Гогена и Алексея Трамбицкого. Строение было выполнено в формах древнерусской архитектуры XVII века. Здание продолжало выполнять роль административного центра - во время ярмарки в нём размещалась квартира губернатора и его канцелярия, ярмарочная контора, комитет и отделение государственного банка. На первом этаже находился пассаж.
Торговля везде и всегда способствует росту и развитию города. Так в Нижнем процветает судоходство. Количество приезжающих на ярмарку гостей приводит к развитию инфраструктуры города, а также к развитию сферы услуг - построены гостиницы, трактиры, рестораны, чайные. На противоположном берегу Оки была застроена благоустроенными кирпичными зданиями Рождественская улица (мы на неё обязательно с вами посмотрим). И даже появление трамвайного сообщения в Нижнем приурочено к открытию Всероссийской выставки рядом с Нижегородской ярмаркой в 1896 году. Так же большие массы привлеченного ярмаркой народа способствовали развитию развлекательных и зрелищных сооружений на территории ярмарки. Ну и конечно религия. На ярмарку в Нижний стекались купцы из разных стран. Рядом с ярмаркой строились храмы, причём учитывались потребности прихожан и других религий, для чего были построены Армяно-григорианская церковь и мечеть.
После большого подъёма и расцвета бывает спад. Так последний раз ярмарка проводилась в 1929 году и была ликвидирована в 1930 году как социально враждебное явление в рамках борьбы за уничтожение НЭПа. С 1934 по 1954 в главном ярмарочном доме располагался горьковский горсовет. Лишь в 1970-ые в Главном ярмарочном доме открылся магазин «Детский мир». В наше время ярмарка является современным выставочным комплексом, располагающим всем, что необходимо для проведения конференций, выставок и конгрессов. Все культовые сооружения при ярмарке, кроме двух соборов, были уничтожены. Один из сохранившихся собор мы уже видели на верхнем раннеутреннем фото.
Ещё раз. Это собор святого благоверного князя Александра Невского. 5:20 утра.
Ярмарочный храм 1867-1881 годов постройки был возведён в память о посещении ярмарки императором Александром II в 1856 году. Так же его называют Александро-Невский Новоярмарочный собор. А мы идём смотреть Староярмарочный собор, который возводился с появлением Нижегородской ярмарки.
Полное название - собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
От Главного ярмарочного дома к собору идёт прямой, как линейка Ярмарочный проезд, между двумя проезжими частями которого проходит живописная зелёная аллея Августина Бетанкура. Мы с вами уже слышали это имя. Он разрабатывал проект строительства ярмарки, он же привлёк архитектора Огюста Монферрана, создателя Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, к строительству Староярмарочного собора.
6:30 утра. А нищие уже караулят свою копейку у входа. Видно, по пословице...
Строительство собора было завершено в 1822 году. Так как ярмарка функционировала всего один месяц в году, причт и сам храм из соображений экономии были приписаны к Спасо-Преображенскому собору в Кремле, откуда доставлялись иконы и вся утварь. Именно поэтому храм стали называть Спасским, что не соотносится ни с одним из престолов храма.
Интересно, что изначально иконостас собора был расписан итальянцем Торричелли по европейским канонам, так что многие торговцы отказывались молиться перед иконами с обнаженными участками тел, а некоторые приносили иконы с собой. В конце концов, новый иконостас был создан архитектором В. П. Стасовым.
Тёплый, лучистый сентябрь, воскресный день, тишина и безветрие. На улицах никого, но это не значит, что город спит, в этом мы убедились спустя полчаса. Едем в Сормово, отдалённый рабочий район Нижнего Новгорода. Там находится самый, или один из самых необычных и красивых храмов Нижегородской области.
Спасо-Преображенский собор. Его ещё называют «Копеечный храм».
Мощное сооружение. Особенно это ощущаешь, стоя рядом, выискивая точку для обзора, наблюдая, как вся эта махина, крепко уцепившись основанием за землю, всё-таки ускользает от тебя ввысь и вдаль.
Собор построен по проекту известного Нижегородского архитектора Павла Малиновского в 1905 году, и отличается от прочих городских церквей своей удивительной архитектурой. Таких храмов в неовизантийском стиле в России построено всего три. Необычным архитектурным решением явилась колокольня, высота которой значительно ниже центрального купола. Это усиливает центричность композиции, придаёт храму устремленность в небо.
Собор строился на отчисляемые от зарплаты каждого рабочего Сормовского судостроительного завода деньги в размере 1 копейки с каждого рубля, поэтому и прозван в народе «Копеечным».
Большой крестовокупольный храм - вмещает до 2 500 человек.
Так мы кружили по церковному двору, пока не увидели протоиерея, который шёл нам навстречу. Я сначала растерялась, так как у нас нет опыта общения со служителями церкви, я даже поздороваться толком не умею. Но человек в рясе так широко и добродушно улыбался, что я уговорила себя не падать в обморок, если он с нами заговорит. А он заговорил. Без предисловий и разных там этикетов, но могуче-певучим голосом спросил: «Ну, что? Заплутали?» Хороший вопрос, правда? И понять его можно по-разному. «Заплутали (?), и нужно ли нас вести (?), - подумала я, отметила это у себя в голове, но ответила, как простой мирянин, далёкий от религии, не часто посещающий храмы: - Нет, просто любуемся». «Так это же благолепно! - последовало духовое трубное пение. - У меня есть немного времени. Могу провести вам экскурсию». И вот, когда выяснилось, что нас всё-таки надо «водить», тут-то всё и закрутилось.
Мы обошли храм вокруг, поздоровались со всеми, кто попадался навстречу. Узнали (не мы, наш клирик) у бабушек, сидящих в теньке, весь ли они Нижний обсудили. На что тугие на ухо старушки поулыбались и покивали головами. Тут же нашлись ключи от нижнего храма, куда никого не водят, там проходит только крещение младенцев. В остальное время нижний храм закрыт.
Но перед тем, как пройти в нижний храм, у нас случилась маленькая остановка. К своему духовнику, а нашему экскурсоводу, пришёл местный байкер обсудить планы на будущее. Так что я отошла на всякий случай подальше, чтобы никого не смущать.
В Нижнем храме мы узнали, что первоначально церковь была задумана одноэтажной на сводчатом подцерковье, предназначавшемся для центрального отопления и служебных помещений. Горячий воздух из кочегарки, поднимаясь по системе воздуховодов в стенах, должен был прогревать весь храм. Но летом 1902 г. было решено устроить в нижней крипте еще один Святой Престол, который был освящен в честь пророка Илии. В верхней же церкви расположились три придела - Преображения Господня, Казанской Божией Матери и Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
Потом мы осмелели, стали сами задавать вопросы, спросили и про народное название церкви. И получили ответ, что деньги по копейке с рубля, действительно, собирали с рабочих на храм, их хватило на кирпичи. Уточню, на здание потребовалось 2,5 миллиона штук кирпичей.
Потом по «служебной» чугунной лестнице нас отвели туда, куда прихожане обычно не ходят. Мы поднялись на хоры. Ух. В это время шло богослужение. Двое певчих стояли на хорах и мы в придачу. Певчие выводили церковные песнопения, а внизу прихожане подхватывали. Мы стояли тихо-тихо, чтобы чем-нибудь не взгромыхнуть, но несколько кадров сверху всё-таки осмелились сделать.
Обратила внимание, с каким умом сделан световой барабан, так что молельный зал обильно освещается потоками верхнего света. Внутреннее пространство храма - это четыре опорных полукупола, которые переходят в 4 нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагаются хоры для певчих, где мы собственно и стоим.
Перед главным Престолом оригинальный шестиярусный иконостас с восьмиконечным кованым крестом.
Тут нам пришлось распроститься с нашим экскурсоводом, так как его ждала паства.
А мы спустились вниз, и постояли ещё со всеми вместе на богослужении.
Помните, я сказала, что совсем скоро мы узнали, что город вовсе не спит в этот час. На улице никого, а в храме!
Да, и ещё буквально несколько слов о воистину народном храме. С 1935 года богослужения в соборе прекратились, не проводились. Колокола, кресты были сбиты. В помещении расположился вначале детский Дом культуры, а потом аптечный склад, и, наконец, склад пищевых продуктов. В подцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован рыбный холодильник.
В 50 - х годах Сормовский собор стал декорацией для фильма режиссера Ивана Пырьева по роману М. Горького «Мать». На куполе храма даже установили крест(!); конечно, временно, для исторической достоверности картины.
В 1990 году храм отдали прихожанам, которые и вносили средства на восстановление храма.
История повторяется. Благодаря трудовым «копеечкам» своих новых прихожан храм получил новую жизнь.
Прогулка продолжается...