Я посмотрела пьесу, хоть и не отмеченную смелым режиссёрским решением, но захватившую меня волнующей человеческой историей Спектакль без эпатажа, перелицовок, без чрезмерной пикантности - и в самом деле, «ретро». У пьесы Александра Галина «Ретро» (1979) долгая сценическая жизнь. Вспоминаю 80-е, когда на афишах разных драмтеатров красовалось это запоминающееся название. Тогда я эту лирическую комедию не видела. А пьеса пережила несколько исторических эпох - застой, перестройка, дикий рынок, новый капитализм - и, с незначительными поправками, с интересом смотрится в наши дни. Причина неослабевающего успеха - вечная тема: одиночество человека в старости и надежда обрести родственную душу. Молодые зрители вряд ли сочтут тему достойной интереса, но две трети населения эта проблема живо волнует: люди среднего возраста озабочены ситуацией со своими престарелыми родителями (как героиня спектакля Людмила), люди пожилые смотрят пьесу о самих себе. Матримониальный сюжетный стержень, вокруг которого строится фабула пьесы «Ретро», изначально выигрышен с театральной точки зрения. Ещё Николай Васильевич Гоголь знал об этом (см. «Женитьбу») Хорошо выписанные роли Старика и его трёх возрастных невест дают возможность блеснуть на сцене сразу четверым народным артистам, устроив зрелище уровня бенефиса. Подобно своему персонажу, вывезенному дочерью в столицу из Курской области, саратовский актёр Владимир Краснов приглашён в МХТ земляком, Олегом Табаковым, - и сразу на главную роль, весьма удачно сыгранную. Из троицы уважаемых дам-актрис особо отмечу Наталью Тенякову в роли Дианы Владимировны; эта актриса, на мой взгляд, имеет все данные и для перевоплощения в экс-балерину Песочинскую (сказано не в обиду Анастасии Вознесенской, изобразившей экстравагантную прелестницу в лиробуффонном ключе). А собственно, что это за приём такой - показывать прикольных стариков непременно с лёгким «куку»? Это теперь всенародная забава, и любой популярный автор просто обязан схохмить на сей счёт. Я посмотрела постановку Малого театра 1984 года в режиссуре Леонида Хейфеца - она разительно отличается от современных трактовок: никакого крена в эксцентрику, и «старческая чудаковатость» совершенно не педалируется. Не то ныне. В некоторых эпизодах ком стоит в горле, на зал хочет смеяться, и ловит для этого любую реплику с налётом комизма. Особенно уморительны не-от-мира-сего-старушки в тандеме с каким-нибудь мачо, или хотя бы с нашим антикваром Лёней. Чаще всего юмор высекается в ситуациях неприспособленности божьих одуванчиков к нашей родной прагме. Краны текут, за стеной сосед-быдлован матерится, из близких - только брат, который умер, и надо как-то жить, надо всё это терпеть. Но у этой породы эксцентричных дамочек есть нечто, что сильно, по причине отсутствия такового, раздражает местный социум - неубитое личное достоинство. Это касается как танцовщицы-фронтовички, так и санитарки и ночного вахтёра: все эти "невесты" таят в душе свет надежды. Да, есть женщины в русских театрах! В галерее сценических образов всплывают знаковые роли: это пани Конти из легендарного мхатовского спектакля «Соло для часов с боем» и незабвенная тётя Тони из популярной пьесы «Проснись и пой!» Четверым ветеранам труда противостоит супружеская пара средних лет. Они бездетны - похоже, перед нами убеждённые чайлд-фри. Однако дочерних чувств Людмила не лишена и, хоть и помыкает отцом, как прислугой, но по-своему переживает за него (а ведь в жизни бывает гораздо хуже). Но сыграна роль актрисой Дарьей Юрской пусть и убедительно, но несколько однообразно, в скудной двукрасочной палитре - истерические нотки чередуются с тоном хронической усталости. (Опять отвлекусь на спектакль Малого театра: трактовка Тамары Торчинской совершенно иная).
Света, хорошо, что Вы вспомнили о спектакле Малого театра. Это конечно каноническая классика, от которой нужно отталкиваться. Многие зрители, зная её, уже не воспринимают и не приемлют никакие другие постановки. Но я рада, что пожилым актёрам сегодня дали возможность высказаться в современной постановке. Раньше существовала традиция, под пожилых известных и уважаемых актёров ставить спектакли - для актёров это был большой подарок и честь, возможность находиться на сцене, жить, блистать, сохранить верность театру, для зрителя это была память, - Вы уже сказали про "Соло..." с О. Андровской и целой плеядой прекрасных актёров, это и Георгий Менглет в спектакле "Скупой", Елена Гоголева в спектакле "Мамуре", нам посчастливилось увидеть Эдуарда Марцевича в последнем его спектакле "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (список можно продолжать). Сегодня эта традиция забывается, но когда вдруг видишь на сцене актёров уходящего поколения, старой школы, дорогих и любимых - это всегда праздник.
Я посмотрела пьесу, хоть и не отмеченную смелым режиссёрским решением, но захватившую меня волнующей человеческой историей
Спектакль без эпатажа, перелицовок, без чрезмерной пикантности - и в самом деле, «ретро».
У пьесы Александра Галина «Ретро» (1979) долгая сценическая жизнь. Вспоминаю 80-е, когда на афишах разных драмтеатров красовалось это запоминающееся название. Тогда я эту лирическую комедию не видела. А пьеса пережила несколько исторических эпох - застой, перестройка, дикий рынок, новый капитализм - и, с незначительными поправками, с интересом смотрится в наши дни.
Причина неослабевающего успеха - вечная тема: одиночество человека в старости и надежда обрести родственную душу. Молодые зрители вряд ли сочтут тему достойной интереса, но две трети населения эта проблема живо волнует: люди среднего возраста озабочены ситуацией со своими престарелыми родителями (как героиня спектакля Людмила), люди пожилые смотрят пьесу о самих себе.
Матримониальный сюжетный стержень, вокруг которого строится фабула пьесы «Ретро», изначально выигрышен с театральной точки зрения. Ещё Николай Васильевич Гоголь знал об этом (см. «Женитьбу»)
Хорошо выписанные роли Старика и его трёх возрастных невест дают возможность блеснуть на сцене сразу четверым народным артистам, устроив зрелище уровня бенефиса.
Подобно своему персонажу, вывезенному дочерью в столицу из Курской области, саратовский актёр Владимир Краснов приглашён в МХТ земляком, Олегом Табаковым, - и сразу на главную роль, весьма удачно сыгранную.
Из троицы уважаемых дам-актрис особо отмечу Наталью Тенякову в роли Дианы Владимировны; эта актриса, на мой взгляд, имеет все данные и для перевоплощения в экс-балерину Песочинскую (сказано не в обиду Анастасии Вознесенской, изобразившей экстравагантную прелестницу в лиробуффонном ключе).
А собственно, что это за приём такой - показывать прикольных стариков непременно с лёгким «куку»? Это теперь всенародная забава, и любой популярный автор просто обязан схохмить на сей счёт. Я посмотрела постановку Малого театра 1984 года в режиссуре Леонида Хейфеца - она разительно отличается от современных трактовок: никакого крена в эксцентрику, и «старческая чудаковатость» совершенно не педалируется. Не то ныне.
В некоторых эпизодах ком стоит в горле, на зал хочет смеяться, и ловит для этого любую реплику с налётом комизма.
Особенно уморительны не-от-мира-сего-старушки в тандеме с каким-нибудь мачо, или хотя бы с нашим антикваром Лёней.
Чаще всего юмор высекается в ситуациях неприспособленности божьих одуванчиков к нашей родной прагме. Краны текут, за стеной сосед-быдлован матерится, из близких - только брат, который умер, и надо как-то жить, надо всё это терпеть. Но у этой породы эксцентричных дамочек есть нечто, что сильно, по причине отсутствия такового, раздражает местный социум - неубитое личное достоинство. Это касается как танцовщицы-фронтовички, так и санитарки и ночного вахтёра: все эти "невесты" таят в душе свет надежды.
Да, есть женщины в русских театрах!
В галерее сценических образов всплывают знаковые роли: это пани Конти из легендарного мхатовского спектакля «Соло для часов с боем» и незабвенная тётя Тони из популярной пьесы «Проснись и пой!»
Четверым ветеранам труда противостоит супружеская пара средних лет. Они бездетны - похоже, перед нами убеждённые чайлд-фри. Однако дочерних чувств Людмила не лишена и, хоть и помыкает отцом, как прислугой, но по-своему переживает за него (а ведь в жизни бывает гораздо хуже). Но сыграна роль актрисой Дарьей Юрской пусть и убедительно, но несколько однообразно, в скудной двукрасочной палитре - истерические нотки чередуются с тоном хронической усталости. (Опять отвлекусь на спектакль Малого театра: трактовка Тамары Торчинской совершенно иная).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment