Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть I

May 27, 2024 18:57




Этой записью начинаю рассказ о творчестве Александра Львовича Лишневского, замечательного архитектора Санкт-Петербурга. Его ещё называют демоническим архитектором города. Данный эпитет раскрывает не только интерес зодчего к определённым деталям в декоре фасадов, А.Л. Лишневский добавил обаятельную чертовщинку в строгий петербургский стиль, но и раскрывает также некоторые черты его характера.
Думая о том, как скомпоновать рассказ, делить ли архитектурные объекты по стилю и посвящать каждому из них отдельную запись, пришла к выводу, что этого делать не стоит. Буду показывать строения приблизительно в хронологическом порядке от первого возведённого в 1904 году дома, и до советского периода. Вы сами увидите, как многолик и разнообразен Лишневский, и даже в лице одного дома можно обнаружить не мало противоположностей по характеру стиля. Фасад, выходящий на одну улицу может сильно отличаться от фасада, выходящего в противоположный переулок. А также, рассматривая фасады здания, никогда не знаешь, что тебя ждёт во дворе.
Моё знакомство с архитектурой А.Л. Лишневского началось в то время, когда я увлечённо разыскивала ночных птиц на стенах зданий, возведённых в стиле северного модерна. Одним из таких домов оказался Дом городских учреждений 1904-1906 годов постройки. Это первое здание, построенное по проекту А.Л. Лишневского в Петербурге, но не первое в его творческой деятельности.

Александр Лишневский (1890-е годы, фотография из личного архива семьи)



Тут надо сказать, что Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский родился 11 ноября 1868 года в Херсоне в еврейской семье. После успешного выпуска из Одесской рисовальной школы его отправили учиться в петербургскую Академию художеств, которую он окончил в 1894 году с золотой медалью. В том же году архитектор женился на Саре-Софье Абрамовне Варшавской, и они оба приняли православие.
Александру Львовичу не удалось остаться работать в столице, и он отправился в Елисаветград (сейчас это город Кропивницкий) на Украину, где получил место городского архитектора. В этом статусе он успел довольно сильно повлиять на облик города, в числе прочего возвел здание женской гимназии и перестроил главную синагогу.

В 1901 году архитектор вернулся в Санкт-Петербург и начал принимать участие в архитектурных конкурсах. Первый же петербургский проект А.Л. Лишневского принёс ему удачу. За эту работу в 1907 году архитектору присудили премию на городском конкурсе фасадов.




Не буду слишком сильно углубляться в историю градостроения, но ещё в 1826 году Петербургское городское общество купило у вдовы коллежского асессора Баташова дом, в котором в 1863 году размещались Общее присутствие и Первый департамент Управы благочиния. После упразднения Управы благочиния городские власти долгое время не могли определиться с использованием освободившегося здания. Это был второй от угла дом, а угловым домом владел титулярный советник Шабишев. В июне 1900 года наследники полковника Арсения Шабишева предложили Городской управе купить принадлежащий им угловой дом.
На объединенных участках было принято решение построить Дом городских учреждений. Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на проект здания. И хотя первое место занял проект А.И. Дмитриева, строительство было решено начать по проекту А.Л. Лишневского, занявшему второе место.



Дело в том, что победитель конкурса превысил высотный регламент, переделывать проект времени не было, так что решили взять в работу идею молодого, никому тогда ещё неизвестного архитектора Лишневского.

Дом городских учреждений




Дом городских учреждений - пятиэтажное строение с подвалом и мансардами. Главный корпус дома городских учреждений выходит на Садовую улицу и Вознесенский проспект. Имеются также и дворовые корпуса. Фасады здания выполнены в стиле поздней эклектики - историзма. В архитектуре дома совмещаются элементы модерна, готики (в первую очередь - её английского направления), немецкого ренессанса, используются мотивы средневекового зодчества.
Так, к примеру, высокая гранёная угловая башня со сложнофигурным абрисом выполнена в духе Средневековья. Также этот декоративный элемент прекрасно вписан в архитектурную концепцию округи. Угловая башня перекликается с другими шпилями щипцами и башнями видимой перспективы. Как заметил Александр Чепель, один из авторов книги об А.Л. Лишневском: «Архитектор всегда стремился встроить здание в городское пространство так, чтобы у зрителя создавалось ощущение, что все элементы постройки приведены в равновесие».











Как видите, декор представлен различными элементами: плетениями, фигурами грифонов, химер, сов (высота которых - 1,8 метра), чертополоха, пауков. Фасад акцентирован ритмичной чередой башенок, щипцов, эркеров, окон в стиле модерн.

Во дворе нас также ожидают сюрпризы. Сама пластика фасадов при определённом ракурсе напоминает мистическое существо, то расправляющее крылья, то смыкающее их в кольцо.







Вскоре мы заметили крылатых и на стенах дома, причудливую вереницу макабрических образов. Нас окружили химеры, карлики, обезьяны, грифоны и летучие мыши с человеческими лицами.












В заключении к обзору Дома городских учреждений надо рассказать и о характере архитектора. А был Лишневский очень вспыльчивым и дотошным. Качество кладки своих творений, к примеру, он проверял ударом ноги по стене. И это не легенда. Однажды подрался с человеком, обвинившем его в том, что здание по его проекту пошло трещинами. Это произошло как раз с Домом городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского. Скандал тогда разгорелся жуткий, чего только не говорили в адрес Лишневского. В газетах даже появились карикатуры. Но, как оказалось, архитектор умел держать удар. В драке, на кулаках и на чертежах, ему удалось-таки доказать, что его проект имеет верные расчёты, а трещины появились вследствие несоблюдения технологии строительства.

А мы идём на встречу с другим домом, который находится в Прядильном переулке. Доходный дом Е.А. Рыбиной, 1908 года постройки. Оцените, как архитектор подстраивался под разные задачи и мог работать в самых разных стилях, одинаково хорошо владел языком модерна, эклектики и неоклассицизма.





Вход-пещера - элемент северного модерна. В недрах здания вас будет ждать вестибюль чертей...





Теперь я должна рассказать вам одну печальную историю, «благодаря» которой имя А.Л. Лишневского стало известно широкому кругу современной публики. 26 августа 2015 года с дома № 24 на Лахтинской улице сбили горельеф с изображением Мефистофеля. Кто-то решил, что этот черт с лукавым взглядом, который так уютно располагался на фасаде здания, каким-то мистическим образом мешает строительству храма Ксении Петербуржской, возводимому рядом.
Жильцы дома сразу же стали бить тревогу и осколки горельефа удалось обнаружить в мусорном ящике раньше, чем его вывезли на городскую свалку. Далее началась кропотливая работа по восстановлению горельефа и сейчас его можно увидеть на прежнем месте.

Собственный доходный дом А.Л. Лишневского. Дом с Мефистофелем. Именно о нём я говорила выше.



Большой шестиэтажный дом, построенный в 1910-1911 гг. по проекту арх. А. Л. Лишневского. В центральной части находится трехосевой ризалит, завершенный лучковым фронтоном. Тимпан фронтона украшен лепным изображением демона с широко раскинутыми крыльями, фронтон также украшает еще одна декоративная деталь - чумной доктор в маске с птичьим клювом.




Дневников архитектор не оставил, так что о некоторых событиях, идеях и задумках автора можно только догадываться. Так, к примеру, «Точных сведений, почему на фасаде появился Мефистофель, кто конкретно был инициатором его возникновения, какой смысл вложен в это изображение - нет. Можно лишь выдвигать версии. Известно, что в первоначальном проекте Мефистофель не планировался, он появился в ходе строительства. Лишневский, начавший строить дом на Лахтинской, 24 для себя, продал его недостроенным, однако лично завершил строительство. Так что без его ведома Мефистофель на фасаде точно появиться не мог», - рассказывает Александр Чепель.

Горельеф до вандального происшествия



Если бы можно было забрать фото в кавычки, я бы это сделала, т.к. изображение сделано не мной. Взято из интернета. Ниже фотография уже моя, сделана несколько дней назад. Теперь можно оценить работу реставраторов и сравнить образцы «до и после».



Статья о возрождении из осколков




Улыбающегося Мефистофеля на фасаде дома на Лахтинской улице в семье Лишневских считали сатиром в суфлерской будке. Был ли у него прообраз, доподлинно не известно. Но есть версия, что горельеф был сделан по фото загримированного Шаляпина.

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Москва, 1899 год.







И, собственно, соседство двух объектов: из-за чего разгорелся скандал






Мне кажется, событие 2015 года подмочило чью-то репутацию, точнее тех, кто своим указом изуродовал здание Лишневского, сомневаясь в исходе борьбы Света с Тьмой. Тут хочется напомнить цитату из романа М. Булгакова: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Такая история

Параллельно Лахтинской проходит Гатчинская улица, там находим ещё один доходный дом, совместный проект А.Л. Лишневского и А.Л. Берлина. Возведён в 1910-1913 годах в стиле модерн.



Если кто-то напуган изобилием чертей и других макабрических образов в статье, то вот вам совершенно солнечная улица, только Лорелеи, только Грифоны, ниши, экседры, венки и гирлянды. И всё-таки Лишневский не был бы Лишневским, если бы не изобразил на фасаде хотя бы одну Горгону Медузу











макабрические мотивы, А.Л. Лишневский, архитектура, архитектор, архитектурный стиль, декор, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up