Утопия Платона. Государство.

Jan 25, 2021 17:22


  закон  ставит  своей  целью  не благоденствие   одного  какого-нибудь   слоя   населения,  но   благо  всего государства.  То  убеждением,  то силой обеспечивает  он  сплоченность  всех граждан, делая так, чтобы они были друг  другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества.



Если  ты найдешь  для  тех,  кому предстоит править, лучший  образ жизни, чем обладание властью,  тогда у тебя может  осуществиться  государство  с  хорошим  государственным строем.  Ведь только в  таком государстве будут править те, кто  на самом деле богат -  не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и  разумной жизнью.

Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким,  что  можно оспаривать, и подобного  рода домашняя, внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан.

Борясь  и  соперничая  друг  с  другом,  они  пришли наконец к  чему-то среднему:  согласились установить  частную собственность на  землю  и  дома, распределив их между собою, а тех,  кого  до той поры они охраняли как своих свободных друзей и  кормильцев, решили  обратить  в  рабов,  сделав  из  них сельских  рабочих  и  слуг,  сами же  занялись  военным  делом  и сторожевой службой.



Там  побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных  и прямых людей, а есть  лишь люди  смешанного  нрава; там  будут склоняться на  сторону  тех, кто яростны духом, а также и тех,  кто попроще  - скорее рожденных  для  войны,  чем для мира; там будут  в  чести военные уловки  и ухищрения,  ведь это государство будет вечно воевать. ...

Такого   рода  люди  будут  жадны  до   денег,  как   это  водится  при олигархическом  строе;  в  омрачении  они,  как  дикари,  почитают  золото и серебро,  у  них заведены  кладовые  и  домашние  хранилища,  чтобы все  это прятать,  свои  жилища  они  окружают  оградой,  и  там,  прямо-таки  как  в собственном  логове, они тратятся, не считаясь  с расходами, на  женщин и на кого угодно. ...

Удовольствиям они  предаются втайне,  убегая  от  закона,  как  дети от строгого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение...      ...Одно только там бросается в глаза - соперничество  и честолюбие, так как там господствует яростный дух. -      Каким же станет человек в  соответствии с  этим государственным строем?   Он  пожестче,  менее образован  и, хотя  ценит образованность и  охотно слушает других,  сам, однако,  нисколько не владеет словом.

Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути  наживы, тем меньше почитают они добродетель.

Раз  в государстве почитают  богатство и  богачей,  значит,  там меньше ценятся добродетель и ее обладатели. ...

А люди  всегда предаются тому, что считают ценным,  и пренебрегают тем, что не ценится. ... Кончается это  тем, что вместо  стремления  выдвинуться  и  удостоиться почестей  развивается  наклонность  к  стяжательству  и  наживе  и  получают одобрение  богачи  -  ими  восхищаются,  их  назначают  на   государственные должности, а бедняки там не в почете. ...

Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы  или  же был еще прежде установлен путем запугивания. ...

Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут  два  государства: одно - бедняков, другое - богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга.

Олигархия  переходит в  демократию примерно следующим образом:  причина здесь в  ненасытной погоне за  предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче. ...

Да ведь при олигархии правители, стоящие у власти, будучи  богатыми, не захотят  ограничивать  законом  распущенность молодых людей  и запрещать  им расточать и  губить свое  состояние;  напротив, правители  будут скупать  их имущество  или давать им под проценты  ссуду, чтобы самим стать еще богаче и могущественнее.

В таком государстве эти  люди, думаю я, сидят без дела,  но зато  у них есть и  жало,  и  оружие;  одни  из  них  кругом  в долгах, другие  лишились гражданских прав, а иных постигло и  то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет  теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот. ...

Между тем дельцы, поглощенные своими делами,  по-видимому, не  замечают таких  людей;  они  приглядываются к  остальным и  своими денежными  ссудами наносят  раны тем, кто  податлив;  взимая проценты, во много раз превышающие первоначальный долг, они разводят в государстве множество трутней и нищих.

Что  же  касается самих правителей  и  их  окружения, то молодежь у них избалованная, ленивая  телом и  духом  и  слабая; у нее нет  выдержки  ни  в страданиях, ни в удовольствиях, и вообще она бездеятельна.

Самим же  им,  кроме наживы, ни до  чего  нет дела, а о добродетели они радеют ничуть не больше, чем бедняки.

...Лошади  и  ослы привыкли здесь выступать важно и с  полной свободой, напирая  на  встречных,  если те не  уступают им  дороги! Так-то  вот и  все остальное преисполняется свободой.

Так вот, мой  друг,  именно  из этого правления,  такого  прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания. ...

Та же болезнь, что развилась в олигархии и ее погубила,  еще  больше  и сильнее  развивается здесь - из-за своеволия  -  и порабощает  демократию.

Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека,  и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством. ...      Так вот, тирания возникает, конечно, не  из какого иного строя,  как из демократии;  иначе  говоря,  из  крайней  свободы  возникает   величайшее  и жесточайшее рабство.

философия

Previous post Next post
Up