На исходе десятилетия, то бишь нулевых годов, кинокритики решили, что самое время подвести некоторые итоги. Колесо сансары совершило, можно сказать, оборот - а мы так и ничего не успели понять и зафиксировать. Так и не признались в любви к шедеврам десятилетки. Не поклонились великим гуру в пояс.
Чего уж там греха таить, 90-е оказались более революционными в плане кинематографа. Особенно в плане технической его части. В тех годах остались и Терминатор-2 (1991), и Маска (1994), и Матрица (1999), и Американский пирог (1999). На их фоне кино 80-х, когда в неком симбиозе впервые было совмещено актерское мастерство и компьютерная графика, выглядит довольно примитивно. Остается только умиляться тогдашней технике и своей тогдашней наивности, как если бы мы перебирали свои детские рисунки...
Openspace.ru публикует
список 15-ти удачных, по мнению редакции, фильмов 2000-х годов, которые целиком прошли мимо массового зрителя. Как не трудно догадаться, это сплошь артхаус.
- Ритуал (Shiki-Jitsu). Хидэаки Анно. Япония, 2000
- Ночь за ночью (Toutes les nuits). Эжен Грин. Франция, 2001
- Возвращение Калиостро (In ritorno di Cagliostro). Даниеле Чипри и Франко Мареско. Италия, 2003
- Нортфорк (Northfork). Майкл Полиш. США, 2003
- Креспия. Фильм, а не деревня (Crespià, the film not the village). Альберт Серра. Испания, 2003
- Лицо, которое ты заслуживаешь (A Cara que Mereces). Мигель Гомеш. Португалия, 2004
- Смерть рабочего (Workingman's Death). Михаэль Главоггер. Австрия - Германия, 2005
- Аура (El Aura). Фабиан Белински. Аргентина - Франция - Испания, 2005
- Йоханна (Johanna). Корнель Мундруцо. Венгрия, 2005
- Забытый лес (Umoregi). Кохей Огури. Япония, 2005
- Короткий фильм о Филиппинах (A Short Film About the Indio Nacional (or the Prolonged Sorrow of the Filipinos)). Рая Мартин. Филиппины, 2005
- Невидимые волны (Invisible waves). Пен-Ек Ратанаруанг. Нидерланды - Таиланд - Гонконг - Южная Корея, 2006
- Молодость на марше (Juventude em marcha). Педро Кошта. Франция - Португалия - Швейцария, 2006
- Синдромы и столетие (Sang sattawat). Апичатпонг Вирасетакул. Таиланд - Франция - Австрия, 2006
- Осенний бал (Sügisball). Вейко Ыунпуу. Эстония, 2007
И все же более ценным и содержательным мне кажется
рейтинг 150 фильмов десятилетия, составленный журналом FilmComment. Его придумала не кучка редакторов - он отобран целой киношной тусовкой на основе опроса более чем сотни киношных и околокиношных персон.
Заметил вот что. В списке помимо прочего обильно представлены фильмы артхаусников из Юго-Восточной Азии. А фильмы оскароносных мэтров "жмутся" поближе к концу списка.
Я видел некоторые из "рекомендованных" азиатских фильмов. Охххх. Смысл некоторых из них настолько потаенный для европейского сознания, что его мне было не дано постичь. Остается только, глядя на экран, упиваться медленным течением восточного времени, полным отсутствием экшэна и развития сюжета. Эти достоинства не отменяют того, что Café Lumière (реж. Хоу Сяосянь) или Goodbye, Dragon Inn (реж. Цай Минь-Лянь) могут показаться издевательски скучными, фильмами "ни о чем", унылым говном в терминологии обывателя.
Короче, перед вами инф-я к размышлению и очевидный "absolute must-see" список.