Неподалёку от Нижегородского кремля, на высоком берегу Волги у перекрёстка улицы Нестерова и Верхневолжской набережной установлен макет самолёта Ньюпор-4.
Доступ к памятнику свободный, можно смотреть. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 03 июня 2021 года.
01.
02. 27 августа 1913 года Пётр Николаевич Нестеров, русский военный лётчик, первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа "Мёртвая петля", доказав на практике то, что возможности самолёта гораздо шире, чем казалось его современникам.
03. За два десятка лет до того, теоретическое обоснование возможности выполнения фигур высшего пилотажа было приведено в научных работах основоположника современной авиации профессором Николая Егоровича Жуковского.
Нестеров внимательно изучил книги, выполнил собственные расчёты, а затем проверил их на практике, совершив несколько полётов с глубокими кренами и виражами в горизонтальной плоскости.
Это радикально отличалось от ранее главенствовавшей идеи о том, что полёты можно осуществлять очень осторожно, не допуская наклонов крыльев при которых, как считалось, самолёт тут же упадёт.
Как оказалось, при правильном выборе скорости и грамотных действиях рулями летать "блинчиком" совсем не обязательно.
04. Следующим шагом было полное переворачивание самолёта в полёте вверх колёсами.
Считалось, что такой манёвр неминуемо закончится катастрофой.
Но это не остановило Петра Нестерова.
Его расчёты показывали, что при достаточно высокой скорости пикирования энергии набранной самолётом хватит для выполнения полного вертикального круга без потери управления.
Для выполнения фигуры Нестеров использовал имевшийся в его распоряжении самолёт Nieuport-IV выпуска завода Дукс.
05. Всего через год после триумфального выполнения мёртвой петли в небе Киева, Пётр Нестеров погиб в воздушном бою с австрийскими лётчиками в районе Львова.
Не имея бортового пулемётного вооружения (вообще), русский пилот сбил вражеский самолёт, врезавшись в него своим самолётом.
Это было первое в мире применение таранного удара в небе.
Похоронен Пётр Нестеров в Киеве.
В память о героическом пилоте во многих городах бывшего СССР остались улицы Нестерова, медали, премии и кубки его имени.
В Нижнем Новгороде в 1987 году на одноимённой улице был открыт памятник авиатору.
Напротив него установили (когда?) уменьшенный макет того самого Ньюпора, на котором была выполнена мёртвая петля.
06. Самолёт с ложкой, как за характерную форму противокапотажной лыжи называли Nieuport-IV современники, появился в России на самой заре становления нашей авиации.
Разработали его во Франции.
Эдуард Ньюпор (Edouard Nieuport) в 1908 году начал строить летательные аппараты собственной конструкции.
Первые модели показали наличие у Ньюпора таланта и организаторских способностей.
Его самолёты успешно летали, побеждали в гонках и устанавливали мировые рекорды.
В России внимательно наблюдали за успехами мировой авиации, поэтому, не удивительно то, что в 1912 году с фирмой основанной Ньюпором (сам Эдуард погиб в авиакатастрофе в 1911 году) был заключен контракт на поставку самолётов Ньюпор-4 для русской авиации.
Строили самолёты в России в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве.
За два года было выпущено более 300 аппаратов этого типа, на которых научились летать тысячи пилотов.
Через несколько лет самолёт Ньюпор-4 устарел морально, его достоинства быстро потускнели перед новыми разработками самого Ньюпора, а так же Фармана и быстро профессионально подрастающих российских конструкторов.
А вот недостатки проявились уже совсем скоро.
Одним из них было управление по крену и направлению, принципиально отличавшееся от общепринятого ныне.
В Ньюпоре управление по крену выполнялось педалями, а по направлению - отклонениями ручки (обычно наоборот, направление педалями, а крен - ручкой).
Это создавало серьёзные проблемы в переучивании пилотов с Ньюпора на самолёты других типов.
Эксплуатация Nieuport-IV закончилась приблизительно в 1925 году.
Координаты:
56°19'45.34"С
44° 1'8.71"В