Как мы воспользовались свободными выходными и увидели дивный храм в рукотворной меловой пещере.
В конце июня 2021 года в нашем рабочем графике образовались настоящие выходные.
Недолго думая мы сели в машину и поехали смотреть музей Дивногорье.
Об этом музее мы узнали из плакатов, которые в большом количестве расставлены вдоль трассы М4 в Воронежской области.
01.
02. Итак, в пятницу вечером закрыли рабочие ноуты, прыгнули в машину и полетели в Воронеж.
Буквально за пару часов до отправления забронировали номер в АМАКС Парк-отель на въезде в город (
booking).
Отель оставил смешанные впечатления.
Например, частная парковка на территории стоит отдельные 200 рублей за сутки.
В номере был странный запах сырости.
Доступ в интернет неинтуитивный
При попытке воспользоваться Wi-Fi вылезает страница "позвоните на номер".
Если с телефона достаточно ткнуть кнопку, то с ноутом я спускался на ресепшн, где мне сказали, что устройства подключаются по звонку.
То есть, смотрим какой номер высветился на ноуте и набираем его с телефона.
Впрочем, на второй вечер вайфай и вовсе пропал до утра.
Кстати, о ресепшне.
При заселении девочка не долго думая начала фоткать наши паспорта на свой телефон.
Пришлось ей пояснить, что так нормальные люди не делают (удалила).
По плюсам.
Завтрак в АМАКСе начинается в 06:30, что с учётом его расположения рядом с М4 очень удобно для поездок на море.
Завтрак разнообразен и вполне ок, хотя выпечка оба раза была "вчерашняя" (придираюсь, да).
03. В субботу утром отправились в Дивногорье.
Ехать по М4 показалось скучным, поэтому выбрали дорогу через Солдатское и Острогожск.
На ходу сфоткали воронежский Т-34-85.
04. За селом Солдатское остановились у памятника танку Беспощадный (в оригинале был КВ, здесь ИС-3М).
05. А перед Острогожском встретили ещё один Т-34-85 у поста ГАИ.
06. Далее у нас был выбор последнего сегмента пути.
На сайте музея Дивногорье написано,
цитирую:
Обратите внимание, что навигатор зачастую предлагает самый короткий маршрут через село Коротояк, по разбитой грунтовой дороге.
Если вы едете из Воронежа по Острогожской трассе, вам нужно повернуть налево по направлению в Лиски ПОСЛЕ поста ГИБДД - так вы доберетесь до Дивногорья по асфальтированной, а не по проселочной дороге.
Танк с прошлого фото стоит, как раз, у поста ГАИ.
Перед постом есть коричневая стрелка на музей и село Коротояк (на схеме ниже самый короткий путь).
Помня написанное на сайте, мы не стали туда поворачивать и навигатор пересчитал маршрут, проложив дорогу с поворотом налево после поста.
Через Рыбное.
И всё было хорошо пока мы это Рыбное не проехали.
Потому что сразу за ним асфальт кончился (на схеме ниже в этом месте оранжевые фрагменты).
Дальше только грейдер вдоль железной дороги.
С разных её сторон.
Всего три пересечения.
Первое пересечение (прокол под железкой после Рыбного) проблем не вызвало.
А вот второе, в посёлке Луки у Копанищенского карьера, заставило немного понервничать - высота прокола на знаке - 1 метр 60 сантиметров.
Перед "тоннелем" висит полосатая палка ниже моего роста.
Пришлось выйти и смотреть как машина качаясь на неровностях проходит под бетонными блоками на расстоянии трёх-пяти сантиметров.
Смотрел и радовался, что у нас небольшой X-Trail, а не Prado или Pajero, которые не пролезли бы здесь никак :)
07. С дорогой через Коротояк дорога через Рыбное встречаются в посёлке Пески-Харьковские, где через железку переезд обычного вида по земле :)
Маршрут по нормальной дороге с асфальтом, как я выяснил в самом Дивногорье, строится через Пухово и Ковалёво.
А слова музейщиков о повороте после поста ГАИ следует читать, как "поворот налево через ДВАДЦАТЬ СЕМЬ километров после поста ГАИ".
Зачем упоминать пост ГАИ в Острогожске, если надо заострять внимание на повороте на ЛИСКИ - непонятно совсем.
На схеме выше это самый длинный маршрут в правой части карты.
08. В конце концов мы благополучно доехали до музея и даже смогли найти место на парковке в тени.
Это важно.
На улице +36 и яркое полуденное солнце.
Территория музея состоит из административных помещений с кассой, небольшого кафе и различных инсталляций из сена и предметов деревенского быта.
Отдельно можно отметить нормальный бесплатный большой, чистый туалет с горячей и холодной водой, расположенный прямо рядом с парковкой.
Туалет оказался очень полезен - мы намочили головы и головные уборы, что очень помогло наверху (+ солнцезащитный крем на открытых участках кожи).
Большая схема музея для посетителей (ещё есть
вариант с ценами, расписанием экскурсий и другой полезной информацией о музее).
09. Каждые два часа в музее стартует экскурсия, для участия в которой надо купить билеты.
Если экскурсия не нужна, то можно подняться на заповедное плато бесплатно (но при этом вас не пустят в меловой храм).
10. Слева железная дорога и реки Тихая сосна с Доном, а справа то самое дивногорское плато.
В центре видны "дивы" в которых построен храм.
11. Непосредственно у начала маршрута находится платформа 143 километр, которая связана регулярным пассажирским железнодорожным сообщением с Воронежем.
На всякий случай упомяну ещё одну особенность логистики этого музея.
Станция Дивногорская находится на один перегон ближе к Воронежу и если по ошибке выйти на ней (руководстуясь совпадением названия с музеем), то придётся прошлёпать по шпалам около трёх километров.
На станции Дивногорская находятся одноимённый монастырь и небольшая пристань (в месте впадения Тихой сосны в Дон).
12. Место сбора экскурсантов обозначено металлической лестницей и большой надписью прямо на плитке.
От этой точки до плато около 400 ступеней.
Смотрители музея и экскурсоводы постоянно напоминают о правиле "не сходить с пути", то есть не забираться на склон мимо лестницы и не ходить по степи на верху.
Мотивируют тем, что это заповедник и гадюками.
Так же, нельзя рвать растения, трогать и забирать с собой камни и любые предметы.
13. Первая остановка у мелового храма, или как его называют официально "Пещерный комплекс в больших Дивах" - Храм Сицилийской иконы Божией матери.
Дивы - это меловые столбы-останцы, получившие своё название от диво - чудо.
Большие пласты мела выходящие на поверхность часто встречаются в этих местах.
Тот же Копанищенский карьер, мимо которого мы проезжали по дороге сюда, добывает мел в промышленных масштабах.
Дивам в Дивногорье повезло сохраниться.
По разным источникам, то ли в XIV-м веке, то ли в XVIII-ом здесь поселилось несколько православных монахов, которым было знамение о том, что они должны построить пещерный храм прямо в толще меловой горы.
Это входная группа первого уровня храма.
Как же внутри прохладно (+12) после уличных +36...
14. Помещение натурально пробито в сплошном мелу.
Есть немного религиозных символов (икон и крестов), но в целом оно пустое.
Алтарная часть огорожена лентой, потому что без благословления священника в алтарь никто входить не должен.
Экскурсовод красочно рассказывает историю края, села, заповедника и самого храма.
15. Мел немного влажен, на потолке живут водоросли.
По словам экскурсовода, их периодически стирают, но они возвращаются.
Вреда людям, стенам и потолку от них нет, поэтому уборщики не особо усердствуют.
На втором уровне храма из потолка и вовсе растут корни растений с поверхности.
16. Храм неожиданно большой внутри, но это не всё.
Одним из ритуалов христианства является Крестный ход, важным элементом которого является обход священников и прихожан с молитвами вокруг храма.
Обойти пещеру очень сложно, поэтому вокруг всего основного зала продолблен длинный, узкий кольцевой коридор с периодически встречающимися прямоугольными расширениями (по словам экскурсовода - костяницами).
Проход по этому коридору не рекомендован людям с клаустрофобией, потому что местами он очень узкий и низкий.
17. Второй уровень пещеры - хозяйственно-бытовой.
Здесь находятся монашеские кельи и трапезная.
Здесь же верхний выход на поверхность.
Помещения пусты, сейчас никто в храме не живёт.
18. Естественного освещения, кроме дверей, в храме нет, поэтому по всем залам и коридорам в стены вмурованы светодиодные светильники разной формы.
В большинстве своём они подсвечивают пол и стены, создавая приятный полумрак и не слепя глаза.
19. После завершения храмовой части экскурсии, мы поднялись на плато.
Экскурсовод рассказала нам о Маяцкой крепости, остатки которой сейчас законсервированы (засыпаны землёй).
О Хазарском каганате, который долгое время владел этими землями.
А вы знали, что официальной религией этого древнего государства был иудаизм?
Вот и я не знал.
Потом нам рассказали о местных древних могильниках, нынешних растениях, животных и насекомых, населяющих уникальный биос плато Дивногорья.
20. На этом двухчасовая официальная часть экскурсии закончилась и нас отпустили гулять по тропам заповедника.
Выйдя на обзорную площадку мы сделали панораму.
21. И меняшку.
Куда же без неё? :)
Слева от меня темнеет Тихая сосна, а справа блестит Дон.
К этому моменту наши головы окончательно высохли, питьевая вода почти закончилась, а мелкая стала капризничать.
Чтобы не словить тепловой удар, мы решили заканчивать и пошли назад, хотя впереди был Каньон над монастырём с ещё более лучшими видами :)
22. Спустились вовремя, мелкую умыли холодной водой в туалете, сами тоже освежились и без каких либо потерь отправились в Воронеж.
Обратный путь до Острогожской дороги прошли по "длинному" асфальтовому маршруту через Ковалёво и Пухово.
На фото провожающий нас Дивногорский Бычок.
23. Незадолго до Острогожска нам встретилась очень странная гаубица Д-1.
Станины, люлька, ствол и затвор - обычные.
Щит рукодельный из гнутого листа.
А колёса с кусками осей от грузовика, которые приварены к штатным осям колёсного хода орудия.
24. Ещё одно фото Т-34-85 на развязке у северного въезда в Острогожск.
25. Возвращение в Воронеж прошло без приключений.
Оставив детей в номере, решили немного прогуляться по городу.
В паре километров от гостиницы была давно поставленная точка с танком ИС-2
из Эберсвальде.
Посмотрели на него.
26. И на разный забавный стрит-арт в микрорайоне Подгорное.
27. Утро воскресенья началось с завтрака, сборов и фотографии вертолёта на крыше воронежского вертолётного клуба "Солнечный".
28. Прежде чем направиться домой заглянули в посёлок Рамонь.
По дороге узнали о существовании ВНИИСС, что расшифровывается как Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А. Л. Мазлумова.
В самой Рамони увидели совершенно обычную Д-44.
29. Но основная цель была - Дворец.
30. Достаточно редкий для российской глубинки образец кирпичной неоготики, построенный в конце XIX-го века для князей Ольденбургских (одной из ветвей Российского Императорского дома).
Во дворце находится музей (
сайт).
31. Основное здание на реставрации, доступен только подвал.
В нём сейчас неплохая выставка экспонатов из собрания музея-заповедника «Петергоф» «В традициях Петра Великого».
32. Так же открыт Свитский корпус (мы в него не заходили).
Можно гулять по дворцовой территории, верхнему и нижнему паркам, фотографироваться на фоне старых зданий или современных арт-объектов.
33. Закончив осмотр дворца и погуляв по парку двинули домой.
По дороге останавливались только у
Ан-24Б СССР-46243 (он же кафе "Самолёт" на 462 километре М4).
Хозяева зачем-то меняют плитку вокруг лайнера, поэтому фото только такое.
А ещё самолёт обвесили кривыми гирляндами.
34. Домой вернулись после обеда.
Общий пробег 1017 км.
Интересный момент по трассовому расходу.
Заправлялись мы почти что в самой дальней точке маршрута - Острогожске.
Проехали оттуда до дома около 500 километров.
Потратили около трех четвертей бака, то есть литров 45-48 (бак на 65 литров).
Похоже, что бортовой компьютер не сильно врёт, когда показывает после заправки, что мы можем проехать 700+ километров :)