538. Автобус ПАЗ-672М (Гуково)

Nov 25, 2020 14:20

Автобус ПАЗ-672М установлен на постаменте в городе Гуково на улице Магистральная у местного Пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - не особо.
Дата съёмки - 06 августа 2020 года.
Расширенная версия на Дзен.

01.




02. Историю этого экземпляра и дату установки я не нашёл.
ПАТП основано в 1954 году.
Автобусы этой модификации (ПАЗ-672М) производились с 1982 по 1989 годы.
В 2011 году этот памятник уже существовал, был потрёпанным, но относительно целым.
Предположу, что появился он в первом десятилетии XXI-го века, а скорее всего в 2004 или 2009 годах (к юбилею ПАТП).



03. ПАЗ-672 начал проектироваться в 1957 году.
Он должен был заменить устаревшую предыдущую модель ПАЗ-652, сделанную на базе ГАЗ-51 и являвшуюся вагонным вариантом капотного автобуса ГЗА-651.
Новая модель использовала шасси грузовика следующего поколения - ГАЗ-53.
Номинальная вместимость ПАЗ-672 определялась в 45 человек (23 сидя), но в часы пик легко могла быть превышена, чуть не в два раза - "всем надо ехать" :)



04. По разным причинам, в основном организационного толка, запуск в производство ПАЗ-672 произошёл только через 10 лет в 1967 году.
Последний ПАЗ-672М покинул ворота завода в 1989 году, сменившись на конвейере Павловского Автобусного Завода "квадратным" ПАЗ-3205.
Всего было выпущено 288688 автобусов, шасси и фургонов на его базе.



05. В процессе производства в конструкцию регулярно вносились изменения, поэтому явно выделить поколение или чётко назвать принадлежность машин к определённой модификации без документов или таблички - сложно.



06. Например, эта машина несёт общие признаки модификации ПАЗ-672М, в части блока габаритных фонарей и поворотников, объединённых вместе.



07. В то же самое время у неё два топливных бака, которые, по найденной мной информации, устанавливались на "горную" и "тропическую экспортную" версии ПАЗ-672Г и ПАЗ-672Ю, соответственно.
Основной бак на 105 литров устанавливался слева и он есть на всех автобусах этого типа.
А запасной - справа.
И на большинстве автобусов его нет.



08. Однако, на модификациях "Г" и "Ю" отсутствовало остекление в скатах крыши.
Это забавные овальные окошки из затемнённого стекла, которые на этом экземпляре утрачены почти полностью.



09. Лючок дополнительного бензобака хорошо виден в середине центральной панели кузова.
Задней правой двери у этого автобуса нет.
Но её наличие/отсутствие не говорит о какой-то определённой модификации.
Такие варианты кузова встречались в общем потоке конвейера и относились к комплектации конкретной машины.
На месте задней правой двери размещали ещё два посадочных места.
Всего у ПАЗ-672 могло быть до четырёх дверей: водительская (слева), одна или две пассажирские (справа) и грузовая/эвакуационная (сзади).
В оригинале, задняя грузовая дверь появилась по требованию военных - для погрузки носилок с ранеными.
В связи с чем, пассажирский салон был легкоразборным и "милитаризация" автобуса выполнялась за половину дня при помощи пары человек с ключами, которые снимали/переставляли сиденья.
По этой же схеме, автотранспортными предприятиями или частными владельцами некоторые ПАЗики переоборудовались в "ритуальные", в таком случае сиденья ставились вдоль бортов, на полу перед грузовой дверью устанавливали специальную тележку на рельсовом ходу, которая использовалась для погрузки и выгрузки гроба.
На современных автобусах ПАЗ грузовая дверь никуда не делась, кстати.



10. Вблизи автобус представляет собой не очень весёлое зрелище, хотя его периодически красят и загораживают утраченные места новыми панелями.



11. Двигателя нет.
Когда-то на этом месте стоял карбюраторный, восьмицилиндровый, 115-сильный двигатель ЗМЗ-672, объёмом 4.25 литра.
Интересная особенность компоновки автобусов ПАЗ-672 - возможность обслуживания мотора не покидая салона.
В дождливую и снежную погоду неплохое преимущество над капотной компоновкой или заднемоторной.
Минусы оттуда же - при малейших проблемах (трещинах/неплотностях) с глушителем выхлопные газы шли в салон.
Ну и неизбывный запах бензина, который на стоянках испарялся в карбюраторе и через воздухозаборник двигателя попадал в подкапотное пространство, которое находится в салоне.



12. В детстве я много накатал на подобных автобусах, да и сейчас они ещё встречаются на дорогах б.СССР.



Координаты:
48° 1'42.69"С
39°55'30.27"В


+Л.Н., aer20, , памятники, авто, , Ростов-на-Дону, общественный транспорт, +Л.О.

Previous post Next post
Up