Пассажирский самолёт Ту-134А установлен на привокзальной площади Международного аэропорта Кишинёва (Aerportul Internaţional Chişinău, IATA-код: KIV).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 17 июня 2019 года.
01.
02. Табличка на двух языках:
AVIONUL TU-134 ESTE INSTALAT IN CINSTEA LUCRĂTORILOR AVIATIEI CIVILE A REPUBLICII MOLDOVA
19 IX 2005
Самолёт Ту-134 установлен в честь тружеников гражданской авиации республики Молдова.
03. Чудесная крафтовая табличка с перечислением (если я правильно понимаю язык) всех причастных к установке памятника.
В последней строке указано, что автор памятника Семён Шойхет - это один из самых известных архитекторов сначала Советской Молдавии, а затем и Republica Moldova.
Образцы его творчества встречаются в самых разных уголках республики.
Например, я уже
показывал фото ДК железнодорожников в Кишинёве, построенного Семёном Шойхетом сорок лет назад.
04. Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty - «Резкий») - советский пассажирский самолёт на 76-80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.
Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года.
Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе.
Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций.
05. Этот экземпляр самолёта Ту-134 был построен 27 августа 1976 года (заводской номер 6348700).
Получил бортовой номер СССР-65036 и был направлен в Центральное Управление Международных Воздушных Сообщений СССР (был Official Olympic Carrier).
В августе 1979 самолёт был передан в Кишинёвский объединённый авиационный отряд Молдавского управления гражданской авиации.
В августе 1992 года при реорганизации Кишинёвского ОАО Молдавского УГА вошёл в состав вновь образованной компании Air Moldova под старым номером.
В марте 1994 года бортовой номер был изменён на ER-65036, который самолёт и носил до момента списания в сентябре 2003 года.
Сейчас на машине бортового номера нет вовсе.
Ту-134А СССР-65036 в ранней молодости (на заводе?)
Ещё несколько фото этого самолёта советского и постсоветского времени есть на сайте
aviahistory.ucoz.ru.
06. 21 ноября 1997 года самолёт попал в аварию - сел до полосы.
В дальнейшем был восстановлен и возвращён в эксплуатацию.
Жертв, судя по всему, не было.
Какие либо подробности мне неизвестны.
07. Самолёт выглядит очень неплохо для своего возраста.
Практически все внешние элементы на месте.
08. Стеклянная кабина штурмана в носу самолёта.
В состав экипажа Ту-134 и Ту-134А входило четыре человека - командир, второй пилот, бортинженер и штурман.
В поздних сериях Ту-134А и Ту-134Б место штурмана заняла радиолокационная система Гроза-134.
09. Ту-134 был развитием Ту-124, который, в свою очередь, был уменьшенным подобием первенца советской пассажирской реактивной авиации
Ту-104, который был построен на базе реактивного бомбардировщика
Ту-16.
Предшественники Ту-134 имели очень похожую друг на друга аэродинамическую схему.
Стреловидное крыло (низкоплан у пассажирских версий и среднеплан у боевой), два двигателя в корне крыла у фюзеляжа, хвостовое оперение со стреловидным килем и низкорасположенным стабилизатором.
10. Такая схема была хороша для первого поколения машин конца 1940-х - 1950-х годов, но к началу 1960-х уже перестала удовлетворять и пассажиров (шум/вибрации) и авиационных специалистов (неудобство в обслуживании двигателей).
Поэтому, после выпуска 165 экземпляров Ту-124, его конструкцию глубоко переработали.
Двигатели и дополнительное оборудование перенесли в хвостовую часть.
А стабилизатор перенесли вверх киля (Т-образное оперение).
Самолёт стал тише и экономичнее.
Первые экземпляры получили индекс Ту-124А, но потом было принято решение дать машине собственный номер - Ту-134.
11. Перенос двигателей в хвостовую часть самолёта дал возможность установки на них реверса, что упрощало эксплуатацию новой машины с небольших аэродромов.
Впрочем, первые Ту-134, как и предшественники, при необходимости сокращения пробега использовали тормозной парашют.
Затем появилась версия Ту-134А с двигателями Д-30 II серии, которая как раз и отличалась наличием реверса.
Вместо парашютного контейнера в заднем конце фюзеляжа Ту-134А установили Вспомогательную Силовую Установку (ВСУ), сопло которой хорошо видно на снимке.
12. Двигатель Д-30.
Был разработан в 1963 году для Ту-134.
Затем неоднократно модернизировался и развивался в разных направлениях.
13. Достаточно сказать, что на вариантах Д-30, в том числе полностью переработанных, летали и летают Ту-154, Ил-76, Ил-62, М-55 "Геофизика", А-40 "Альбатрос", китайские Xian Y-20 и бомбардировщик H-6K.
А самое интересное, то что на основе Д-30 созданы двигатели Д-30Ф-6 для сверхзвукового перехватчика МиГ-31.
14. Вертикальное оперение.
Как и на большинстве самолётов состоит из неподвижного киля и подвижного руля направления.
А на подвижном руле направления есть ещё один небольшой подвижный элемент - триммер.
При помощи триммеров самолёт балансируется в полёте.
Это нужно для компенсации несимметричности конструкции или загрузки лайнера.
15. То есть, совершенно нормально если самолёт при ровных рулях пытается потихоньку уйти с курса в каком то направлении.
Можно, конечно, немного отклонить штурвал или педали, но лететь с постоянно смещёнными рулевыми органами не очень хорошо - такая нагрузка утомляет пилотов.
Поэтому и используются триммеры - небольшие элементы на рулевых поверхностях, поворотом которых компенсируется отклонение самолёта от прямолинейного движения при нейтральном положении органов управления, снимая тем самым лишнюю нагрузку.
Точно такие же полосочки триммеров видны и на руле высоты на горизонтальном оперении.
16. Сложная форма консоли крыла.
Насколько я помню, полукруглый выступ снизу защищает крыло от повреждений при лёгких касаниях поверхности полосы при неудачной посадке.
17. Обтекатель ниши основной стойки шасси.
Несмотря на естественное желание получить гладкое, хорошо обтекаемое и экономичное крыло, конструкторам пришлось, всё же, оставить большие гондолы шасси.
Иначе их некуда убирать - тележка большая, а крыло тонкое.
18. Основная стойка.
Четырёхколёсная, что связано с требованием эксплуатации с аэродромов низкого класса.
При уборке, как и у предшественников, тележка переворачивается и оказывается над стойкой.
Колёса КТ-81/3. Размер 930×305.
19. Под фюзеляжем видна ещё одна интересная особенность Ту-134 - фюзеляжный тормозной щиток (большой прямоугольник с тягой спереди).
Элемент часто встречающийся на боевых самолётах, но очень редко на пассажирских.
Обычно используют тормозные щитки на крыльях.
20. Носовая двухколёсная управляемая стойка.
Колёса К-288. Размер 660×200.
Координаты:
46°56'13.70"С
28°55'58.86"В