Корабли у Литовского морского музея (Клайпеда)

Oct 30, 2018 07:45

На самом северном кончике Куршской косы находится Литовский музей моря (Lietuvos jūrų muziejus).
Попасть туда можно по Куршской косе со стороны Зеленоградска через российско-литовскую границу или из литовской Клайпеды на пароме.
Дорога хорошая, двигаетесь по косе на север и мимо кораблей не промахнётесь.
Доступ посмотреть свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Автостоянка в любом месте у музея - платная (90 евроцентов в час).
У нас было мало времени, поэтому в сам музей мы не пошли, а просто сделали несколько фото и поехали на паром.
Любопытно, что паром с Куршской косы в Клайпеду бесплатный (даже кассы нет), а из Клайпеды на косу - 12.30 EUR/машина.
Дата съёмки - 08 июня 2018 года.

01.




02. Таблички у всех экспонатов исключительно на английском и литовском языках.
При этом у сайта музея есть русскоязычная версия.



03. Первый и самый большой корабль - Dubingiai.
Это Средний Рыболовный Траулер (СРТ) проекта №395 "Бологое".
Постороен 22.09.1961.
Спустя некоторое время получил бортовой номер СРТ-3216 и имя Дубингяй (крошечная деревенька, неподалёку от Вильнюса).
В 1984 году судно было списано и передано в музей, где и стоит до сих пор.



04. Основным назначением СРТ-3216 Дубингяй была ловля рыбы тралом и дрифтерными сетями, её переработка (заморозка/засолка) и перевозка полученной продукции к большому судну-рифрижератору или в порт.
В 1972 г. судно установило рекорд - за рейс было поймано 30 тонн рыбы.



05. Водоизмещение траулера - 545 тонн.
Максимальная длина - 43.6 метра (между перпендикулярами - 39.05).
Ширина - 7.6 м.
Осадка в загруженном состоянии - 2.99 м.
Скорость - 10.4 узла.



06. С 1957 по 1963 год было построено более двухсот судов типа "Бологое".
До наших дней дожили только два.
Траулер Дубингяй в Клайпеде и научно-исследовательское судно Г.Ю.Верещагин на Байкале.
Причём НИС Верещагин в эксплуатации по настоящее время.



07. Номер на рубке переведён на литовский (Vidutiniame žvejybos traleryje) VŽT-3216, а символика на трубе осталась оригинальной - советской.
На палубу судна можно подняться и осмотреть экспозицию "Долгий рейс", посвящённую советской эпохе.



08. Следующий траулер, в три раза меньший поразмеру, чем Dubingiai, PTB-7167.
В прошлой жизни был СТБ-7167 (Стальной Траловый Бот).
Такие корабли строили на верфях ГДР с 1946 по 1956 годы.
Всего была построена 291 штука, из которых 272 эксплуатировались в СССР, а остальные в ГДР, Албании и во Вьетнаме.



09. СТБ-7167 был построен в 1954 году на Берлинской верфи VEB Yachtwerft Berlin.
В музей попал в начале 1980-х годов.



10. Задачей траулера было ловить рыбу тралом, дрифтерными сетями или снюрреводом (донным неводом).



11. Водоизмещение траулера типа СТБ - 77 тонн.
Максимальная длина - 18.43 метра (между перпендикулярами - 15.70).
Ширина - 5 м.
Осадка в загруженном состоянии - 1.99 м.
Скорость - 8.7 узла.



12. Третье судно - Малый Рыболовный Траулер МРТ-90 Колыма.
Сейчас он промаркирован, как MŽT-90 KOLYMA (Mažasis Žvejybos Traleris).
Корабли этого типа строились на финских верфях с 1949 по 1952 годы в счёт военных репараций предусмотренных поражением Финляндии.
Всего было спущено на воду 67 таких судов.



13. Колыма была построена в 1949 году на верфи Rauma-Repola в городе Раума (Финляндия).
Траулер был передан в Морской музей Клайпеды вскоре после его создания в 1980 году.



14. Задача траулера была очень простой - лов рыбы тралом.



15. Водоизмещение МРТ-90 Колыма - 162 тонны.
Максимальная длина - 23.60 метра (между перпендикулярами - 22.10).
Ширина - 6.50 м.
Осадка в загруженном состоянии - 2.74 м.
Скорость - 9 узлов.



16. Небольшие экспонаты на открытой площадке (табличка)
Слева советская морская мина КБ, правее от неё фарватерный буй порта Клайпеда, дальше рыбацкий моторный катер.



17. Гребной винт и его вал.



18. Катер на табличке называется Dorė a motor-engine boat of the Curonian lagoon fisherman.
На русской версии сайта про него упоминаний нет, а на литовской и английской сказано, что такие моторные лодки использовались местными рыбаками в 1950-1975 годах для ловли в Куршском заливе или в прибрежных районах Балтийского моря.
Конструкция лодки основана на Скандинавской модели(?), каркас набора сделан из дуба, а борта из сосны.
Мощность дизельного двигателя двигателя 30 л.с.
Этот экземпляр построен в деревне Криукай в 1950-х - 1960-х годах.

Слева от катера якорь с грузового парохода типа Либерти (американский массово строившийся тип кораблей военного времени; построено 2710 пароходов с 27 сентября 1941 года по 30 октября 1945 года; средняя скорость постройки - каждые 10 дней на воду спускалось 18 транспортов).



19. А на таких лодках литовские рыбаки отправлялись ловить рыбу в 1930-х годах.
Это Kurėnas NID.1 - традиционная литовская парусная лодка. (табличка)
Построена в 1935 году, восстановлена в 1988 году.
С 1989 по 1999 ходила под парусом по Куршскому заливу, принимала участие в научных миссиях и этнографических экспедициях.
С 2001 года лежит на этом месте под навесом.



20. Ещё один артефакт - фрагмент правого борта парусно-моторной рыбацкой лодки начала ХХ-го века, найденный в 1981 году в районе Паланги. (табличка)
На таких лодках местные рыбаки добывали лосося в конце XIX - начале XX века.



Координаты:
55°42'47.27"С
21° 6'19.89"В


+Л.Н., музей, baltic18, , памятники, Литва, корабли, , +Л.О.

Previous post Next post
Up