В городе Воронеже на улице Героев Стратосферы у проходных Воронежского Акционерного Самолётостроительного Общества (ВАСО) стоит памятник самому лучшему и самому массовому штурмовику Второй Мировой войны - самолёту Ил-2.
Доступ свободный, можно смотреть. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 02 сентября 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. На постаменте большая табличка:
САМОЛЁТ ИЛ-2
Установлен 9 мая 1979 года в честь трудового подвига Воронежских самолётостроителей в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов.
03. Это настоящий восстановленный самолёт, не макет.
В 1978 году он был поднят из болота под посёлком Ракитное в Белгородской области.
Операцию по поиску и подъёму самолёта осуществляли воронежские поисковики-энтузиасты.
Об этом был снят небольшой фильм "Это было под Ракитным", посмотреть который можно в конце этого рассказа.
04. Поиск по обнаруженным документам позволил определить имена погибших лётчиков, дату и обстоятельства их гибели.
05. Выписка из списка безвозвратных потерь офицерского и сержантского состава 50 Краснознамённого отдельного разведывательного авиаполка за период с 1.9 по 10.Сентября 1943 года:
1.9.43 г. при перелете на новое место базирования на с-те ИЛ-2, пройдя бреющим над с.Ракитное на высоте 50-70 метров при развороте сорвался в штопор и врезался в болото. Погиб в болоте.
06. В двухместном самолёте летело три человека, возможно, что нарушение центровки из-за того, что техник летел в задней части фюзеляжа, послужило причиной потери продольной устойчивости при манёвре и привело к падению самолёта.
07. Экипаж самолёта состоял из молодых, но уже опытных кадровых офицеров:
- Командир звена, Лейтенант Бобель Александр Васильевич, 1916 г.р.;
- Штурман звена, Лейтенант Чирков Александр Яковлевич, 1922 г.р.;
- Техник звена, Старший Техник Лейтенант Тюфяков Александр Агафонович, 1910 г.р.
08. К маю 1979 года самолёт был восстановлен на Воронежском авиазаводе путём приведения его к варианту Ил-2М (Ил-2 тип 3, Ил-2 КСС) и установлен в сквере у проходных завода.
09. Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) - советский штурмовик времён Второй Мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.
Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком».
Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug).
По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-Японской войне.
Двигатель самолёта АМ-38Ф - поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.
10. Интересный элемент в конструкции двигателя - фильтр ЦАГИ.
Это специальный пылезащищённый цилиндрический воздухозаборник, размещённый у корня правого крыла.
Такое расположение позволило облегчить его обслуживание и позволило безопасно разместить потенциально уязвимое отверстие в бронекорпусе для воздуховода сделав его с боковой стороны у крыла, а не спереди, сверху или снизу.
11. Хвостовое оперение самолёта.
12. Крыло со стрелкой (КСС).
Появилось на серийных двухместных машинах в 1944 году.
Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что вернуло центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %.
Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2 КСС.
13. Вооружение самолёта состояло из двух пушек в консолях крыла (первоначально - 20 мм ШВАК, в основной серии - 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте - 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
Так же в крыле устанавливалось два пулемёта ШКАС.
В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.
Под крылом устанавливались пусковые на 4 или 8 реактивных снарядов РС-82 или РС-132.
14. Между гондолами шасси и фюзеляжем подвешивались бомбы - суммарно 400 кг, а в перегрузе 600.
Помимо фугасных бомб (как на этом экземпляре), могли подвешиваться контейнеры с 48 противотанковыми авиабомбами ПТАБ 2,5-1,5.
Фильм "Это было под Ракитным" о поиске и подъёме этого самолёта Ил-2 из болота в 1978 году:
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=bsYPFsdOjwc Координаты:
51°38'11.53"С
39°14'50.07"В