Бронеавтомобиль БА-11 (Венёв)

Jul 09, 2017 07:40

Макет Тяжёлого пушечного бронеавтомобиля БА-11 установлен у вокзала станции Венёв в Тульской области в 2013 году.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние памятника - новое.
Дата съёмки - 02 апреля 2017 года.

01.



Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. БА-11 - советский бронеавтомобиль на базе армейского грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6.
Установлен по инициативе и на средства железнодорожников Тульского региона Московской железной дороги.





03. Ни одного такого броневика не сохранилось.
Поэтому был построен недействующий макет.
Сделали его в мастерской Бушуева - bushuev-motors.ru.
Любопытно, что сведений о железнодорожном варианте БА-11 мне найти не удалось.
Похоже, что такой вариант шасси - фантазия реконструкторов.





04. В начале реконструкции в 2012 году железнодорожники хотели установить здесь автомобиль ЗИС-5, так же на рельсах, в память об Иване Алексеевиче Лихачёве, уроженце Венёва и создателе завода ЗИС, позднее переименованого в честь Лихачева в ЗИЛ.
По всей стране начались поиски ретро-автомобиля.
К сожалению, завод не смог помочь.
РЖД обратилось к Федору Бондарчуку с просьбой уступить один из автомобилей, ведь на съёмках фильма "Сталинград" их было уничтожено более 300!
Бондарчук ЗИС-5 не подарил, однако, посоветовал обратиться в реставрационные мастерские при Мосфильме.

Реставраторы убедили туляков, что ставить грузовик ЗИС в сквере опасно.
Почти все подобные памятники в стране были уничтожены вандалами, фанерная кабина и деревянный кузов легко воспламеняются.
Но реставраторы предложили выход: поставить бронеавтомобиль БА-11, которые делали там же на ЗИСе.
Тем более памятника БА-11 в России еще нет.
Теперь РЖД начало искать колесную базу ЗИС-6 для того что бы в мастерских поставили на неё бронекорпус.

Питерские поисковики предложили поднять ЗИС-6 со дна Ладожского озера, где по их словам таких до сих пор множество.
От железнодорожников требовалось обеспечить группу подводников техникой, палатками, продуктами.
Экспедиция уже во всю готовилась, как вдруг ЗИС-6 нашелся в Щекинском районе Тульской области, где его удалось недорого приобрести.
А сам броневик у реставраторов получился очень качественный, я даже сначала не заметил, что он новодельный.
(Денис Махель, Венёвский уезд, 30.10.2013)





05. Бронеавтомобиль начал проектироваться в 1936 году с разработки специализированного шасси ЗИС-6К.
На него устанавливался двигатель увеличенной мощности, который крепился на раме в более низком, чем обычно, положении (ЗИС-16, карбюраторный 6 цилиндров, 90 л.с.).
В задней части шасси монтировался дополнительный пост управления с рулевой колонкой.
По итогам испытаний и доработок получилось шасси ЗИС-34.





06. В то же время на Ижорском заводе разрабатывался бронекорпус для новой машины.
Приземистый корпус его с наклонным расположением всех бронелистов увеличенной толщины должен был надёжно защищать экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных осколков.
Низкая башня рациональной формы, несла такое же 45-мм орудие 20К, как и основные бронеавтомобили и танки Красной Армии.
Бронирование машины: лоб корпуса 13 мм, борт корпуса 10-13 мм, корма корпуса 13 мм, крыша и днище 4-8 мм, башня 13 мм.





07. В 1939 году на Московском автозаводе началась подготовка, а в 1940 году конвейерное производство шасси ЗИС-34.
Всего в 1940 году было собрано 16 БА-11, включая экспериментальную машину БА-11Д с дизельным двигателем ЗИС-Д-7 (6 цилиндров, 98 л.с.).





08. Эксплуатация в войсках показала, что машина обладает хорошей подвижностью на дорогах и в сухую погоду (скорость БА-11 (макс. 64 км/ч) ровно в два раза выше аналогично вооруженного Т-26).
Однако на бездорожье и в грязи проходимость бронеавтомобиля была неудовлетворительной, а местами и вовсе плохой.
Не помогала даже установка гусеничных цепей "Оверолл".
Поэтому производство БА-11 было приостановлено до начала выпуска полноприводных трёхосных шасси.
Как показала дальнейшая история - навсегда.





09. Двери неправильной формы с сильно закругленными углами в обоих бортах БА-11 предназначались для посадки экипажа; петли дверей были внутренними, а боковые поверхности машины не имели лишних деталей.





10. В левой передней части крыши башни высокий броневой колпак перископического прицела.
В правой передней части - круглый "грибок" вентилятора.
На большой крышке башенного люка виден каплевидный лючок флажковой сигнализации (закрытый поворотной заслонкой).
С боков башни имитация смотровых щелей (триплексов) и поворотных заслонок амбразур для стрельбы из личного оружия экипажа.





11. Основное вооружение БА-11 - это 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ.
Возимый боекомплект имел 114 выстрелов и 3087 патронов к пулеметам.
У наводчика для прицельной стрельбы были телескопический прицел ТОП (обр. 1930 г.) и перископический панорамный прицел ПТ-1 (обр. 1932 г.).
Башня вращалась механическим механизмом поворота с ручным приводом.
На этом макете спаренного пулемёта нет (есть небольшая вертикальная прорезь в маске пушки на его месте).
Имитация курсового пулемёта установлена на лобовом листе кабины в очень упрощённом виде.
Большая бочка на переднем плане изображает антенный ввод радиостанции 71-ТК-1.
В оригинале он выглядел по другому. (антенный ввод на Т-34-76 в Хвастовичах)





12. Передняя часть корпуса.
Видна крышка над заливной горловиной радиатора.
Бронировка радиатора сделана в виде жалюзи по итогам испытаний.
Первоначально передняя часть бронекорпуса имела две большие поворотные бронекрышки.
Но с ними мотор перегревался, поэтому бронировку изменили.





13. Задняя часть корпуса.
Фонари, буксирные крюки, свисающий лист, закрывавший трансмиссию от пуль и осколков.
Хорошо видно, что автосцепка не родная.





14. Такой вариант установки железнодорожных колёс исключал быструю конвертацию бронеавтомобиля их железнодорожного в обычный и обратно.
Можно сравнить с решением, принятым на вооружение через 30 лет на БТР-40.
Повторюсь, мне не удалось найти сведений о железнодорожной версии БА-11.
Их было выпущено меньше двух десятков и почти все погибли или попали в плен в первый год войны используясь по прямому назначению, а не в виде бронедрезин.





15. А вот под корпусом макета скрыто настоящее шасси.
Но точно не от ЗИС-6.
ЗИС-6 (и его вариант шасси для БА-11 - ЗИС-34) не имел привода на переднюю ось (колёсная формула 6х4).
Здесь же явно виден кардан идущий от раздаточной коробки на передний мост.
Сравниваем аналогичный вид на передок ЗИС-5 (точно такой же передний мост был и у ЗИС-6).





16. Вторая ось.
Шток кардана свисает отсоединённым.
Кардан привода третьей оси отсутствует полностью.
Хорошо видно, что использованы пневматические колёса (с воздухом внутри).





17. Различные тяги и сочленения второго и третьего мостов.
Кардан между ними - есть.





18. Железнодорожное колесо третьего моста.





19. Боковые запасные колёса.
В оригинале должны свободно крутиться, помогая бронеавтомобилю преодолевать канавы, брустверы окопов и т.п.







Координаты:
54°20'54.64"С
38°14'39.30"В




бронепоезд, Тульская область, военная техника, бронетехника, +Л.Н., памятники, жд, макет, +Л.О.

Previous post Next post
Up