Любопытное орудие стоит у входа в
музей ВДВ в Рязани.
Это 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57.
Состояние памятника - хорошее, но частично разукомплектованное.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 и 8 октября 2016 года (Я и Екатерина Столярова).
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. СД-57 (Индекс ГАУ - 52-П-274) - советская самодвижущаяся противотанковая пушка.
Разработана в
ОКБ-9 в Свердловске.
03. В начале 1950-х годов советское военное руководство заинтересовалось идеей самодвижущихся пушек.
Такие пушки могли перемещаться по полю боя без применения тягача и значительно быстрее, чем происходило перекатывание силами расчёта.
04. Разработка самодвижущегося орудия на базе 57-мм противотанковой пушки была начата на конкурсной основе одновременно в ОКБ-9 под обозначением СД-57 и в ОКБЛ-46 под обозначением Ч-71.
Первая партия из шести орудий СД-57 была сдана Заводом № 9 в ноябре 1954 года.
К концу 1954 года была изготовлена дополнительная партия ещё из 6 орудий.
По результатам испытаний в 1955 году ГРАУ выбрало вариант предложенный Заводом № 9 и в 1957 году пушка была принята на вооружение.
05. Баллистика и ствол пушки СД-57 были полностью заимствованы с Ч-26, однако был применён новый двухкамерный дульный тормоз.
Причиной замены стал опыт эксплуатации пушки Ч-26, результатом которого было выкалывание щелевых кромок окон.
Дульный тормоз Ч-26 имел очень характерный вид и был аналогичен по конструкции
дульному тормозу пушки Ч-51, установленной на АСУ-57.
Длина ствола с дульным тормозом стала составлять 4227 мм (74,2 калибра).
06. На левой станине монтировалось колесо с сиденьем и рулевым управлением.
Конструкция не мешала разведению станин и переводу пушки в боевое положение.
07. К верхнему щиту крепился мотоциклетный двигатель М-72 (копия двигателя мотоцикла BMW R71)
Одну из модификаций М-72 можно увидеть
на тульском мотоцикле-памятнике М-67.
Выхлопные трубы двухцилиндрового двигателя проходят через верхнее щитовое прикрытие пушки.
08. Обе выхлопные трубы сходятся в один глушитель.
Внизу слева на снимке можно увидеть карданные передачи.
Через щит проходит ведущий вал, вращение которого передаётся на колёса.
09. Этот узел крупнее.
Шины ведущих колёс из губчатого каучука, размерность - 6.50-16(5.00-1.6).
Диски - усиленные от ГАЗ-69.
(
+ещё фото второго колеса)
10. Рабочее место водителя.
11. Переднее направляющее колесо от автомобиля "Москвич".
Шина ГК 5.00х16 "И-29".
12. В средней части станин крепился ящик с боекомплектом из 20 выстрелов, выполнявший роль сидения для двух человек расчёта при самодвижении пушки.
В передней нижней части станин приваривались топливные бачки и объединялись с внутренними полостями станин.
Суммарный объём возимого топлива составлял 35 литров.
Кстати, я сам не смог определить где именно находятся эти бачки.
Ничего похожего не видно ни на этом, ни на других снимках.
Непонятно даже, что у этой пушки считается передом - то ли направление движения, то ли направление стрельбы.
13. Казённая часть ствола.
Клиновой затвор заварен в открытом положении.
14. Казённик с правой стороны.
15. Двухкамерный дульный тормоз.
(
+ещё фото,
+ещё одно)
Координаты:
54°37'58.54"С
39°44'9.04"В
Источники:
- wikipedia;
- Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2000. - С. 620-621. - 1156 с. - (Библиотека военной истории). - ISBN 985-433-703-0.