Самоходная установка ИСУ-152 стоит Парке победы в Автозаводском районе Тольятти.
Доступ свободный, можно трогать, лазить.
Охраны нет.
Рядом стоят ЗиС-3, ИС-3, и БТР-60.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 октября 2016 года.
Автор снимков: Наталья Мельник.
01.
Все фото кликабельны до 4608х3456.
02. Советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка на базе танка ИС c орудием калибра 152 мм.
Принята на вооружение РККА осенью 1943 года в качестве улучшеной замены выпускавшейся с начала 1943 года САУ СУ-152 на базе танка КВ-1с в связи с прекращением производства последнего.
ИСУ-152 имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76).
Полностью бронированный корпус был разделён на две части.
Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления.
Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.
03. ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. и механической трансмиссией.
04. Основным вооружением ИСУ-152 являлась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг. (Индекс ГРАУ - 52-ПС-544С).
Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от -3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°.
Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела - 800-900 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой - 3800 м, наибольшая дальность стрельбы - 6200 м.
Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания.
05. Сферическая бронемаска орудия обладала толщиной 100-120 мм, но, в силу особенности конструкции, в крайнем верхнем положении открывала незащищённую щель в боевое отделение.
06. Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм.
Этот экземпляр ранних серий с цельнолитой, а не сварной лобовой деталью корпуса (на базе танка ИС образца 1943 года).
07. Смотровая щель механика-водителя на лобовом листе рубки.
08. Ходовая часть ИСУ-152 аналогична танкам ИС-1 и ИС-2.
Интересной особенностью является то, что переднее направляющее колесо (ленивец) точно такое же, как и опорные катки.
09. Опорных катков - шесть пар с каждой стороны танка.
Поддерживающих - три пары.
Ширина гусеницы - 650 мм.
Состоит она из 86 одногребневых траков.
Амортизация опорных катков индивидуальная, торсионная.
Над каждым опорным катком приварены ограничители хода балансиров подвески.
10. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления.
Координаты:
53°30'40.33"С
49°16'31.23"В
PS. После снятия с вооружения часть ИСУ-152 были демилитаризованы и переданы железнодорожникам в качестве тяжёлого тягача.
Одну такую я видел в Ростовском музее ж/д.
Ещё один экземпляр такой машины стоит в Самаре в Поволжском музее железнодорожной техники (
rzd.ru).