Ледокол "Ангара", один из самых старых сохранившихся в мире ледоколов, стоит на реке Ангара между плотиной ГЭС и микрорайоном Солнечный в городе Иркутске.
Проехать к кораблю-музею можно на городском общественном транспорте (остановки "Проспект Маршала Жукова" или "Плотина ГЭС").
Доступ платный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние ледокола - хорошее.
Дата съёмки - 05 августа 2015 года.
01.
02. В конце XIX столетия началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали.
Для скорейшего завершения работ решено было организовать строительство сразу на нескольких участках.
В 1891 году начали укладку рельсов от Владивостока, в следующем году - от Челябинска до Оби, еще через год - от Оби до Иркутска.
Исключительно сложные топографические и геологические условия встретились при постройке Кругобайкальского участка дороги.
Необходимо было пробить 39 туннелей разной длины в тяжелых породах, соорудить большое количество мостов, насыпей, галерей.
03. После долгих рассуждений и сомнений 29 ноября 1895 года Комитет по постройке Сибирской железной дороги принял решение заказать паром-ледокол по типу одного из американских, работающего на озере Эри.
Сборку ледокола, доставленного по частям из Англии всеми видами транспорта (от водного до конной тяги), начали 15 января 1898 года в с. Лиственичном на Байкале, на специально построенном стапеле.
24 июня ледокол Высочайшим Указом был окрещен "Байкалом".
В то время, когда части "Байкала" уже доставлялись из Англии, Комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке еще одного ледокола для Байкала.
Он должен был быть меньших размеров и приспособлен для выполнения вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом "Байкал".
В течение первой половины 1899 года части вспомогательного ледокола были доставлены в Ревель (ныне Таллинн), откуда по железной дороге они прибыли на Байкал.
Сборка второго ледокола началась 18 июня 1899 года на стапеле, освободившемся после спуска "Байкала".
Работы шли ускоренными темпами, среднесуточное количество рабочих на сборке - 290 человек.
Спуск ледокола, получившего название "Ангара", торжественно, с молебном, состоялся 25 июля 1900 года в полной готовности, а 1 августа он включился в работу переправы.
"Ангара" выглядела изящней своего собрата.
04. Размерения судна: длина - 61 м, ширина - 10.7 м, высота борта - 7.6 м, осадка кормой при полной загрузке достигала 4.7 м.
Установлено было четыре огнетрубных котла локомобильного типа.
В качестве топлива использовался каменный уголь из Черемхова, запаса его в 230 т хватало на 115 часов хода судна, одна паровая машина тройного расширения (такая же, как на "Байкале") вращала гребной винт диаметром 3.5 м.
Для пассажиров 1-го и 2-го классов оборудованы каюты на 60 мест.
Помещение 3-го класса на 100 мест располагалось в кормовой части ледокола.
Во время русско-японской войны "Ангара" брала на борт 1000 человек.
Для размещения груза и багажа имелись два трюма емкостью 653 м3 и грузоподъемностью 250 т.
Корпус ледокола - стальной, клепаный, толщина ледового пояса 25 мм.
05. "Ангара" вместе с "Байкалом" ежедневно совершала по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.
Однако первые зимние рейсы показали полную непригодность Мысовской гавани.
Ветрами она, вследствие мелководья, забивалась льдом до самого дна.
В 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой.
Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года.
В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал осуществлялась по льду на лошадях.
06. После ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.
С началом Первой мировой войны значительно возросший поток оборонных грузов по Кругобайкальской дороге вытеснил пассажирские поезда.
Снова появилась потребность в возрождении активного пассажирского судоходства.
В конце 1916 года "Ангара" после 10-летней стоянки совершила первый рейс до Нижнеангарска.
07. С началом гражданской войны и приближением к Иркутску частей восставшего чехословацкого корпуса "Ангара" была мобилизована.
На ледокол установили две 6-дюймовые пушки и 4 пулемета.
"Ангара" выполнила несколько боевых выходов на разведку и обстрел коммуникаций противника, получив в ответ лёгкие боевые повреждения.
Осенью 1918 года, в связи переходом власти в руки белых, "Ангара" вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.
В мае 1920 года, когда на Байкал вернулись красные войска, "Ангара" вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами.
Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года, а затем вернулся к мирной деятельности.
(в настоящее время на корабле установлены два 45-мм орудия 21-К, которых никогда на было на "Ангаре" в период её активной жизни)
08. 25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул.
В 1931-1932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно прошло капитальный ремонт.
Второй капитальный ремонт "Ангара" должна была пройти в мае 1941 года, он был отложен в связи с Великой Отечественной войной.
Во время войны ледокол перевозил баржи с рыбой, и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт.
Из-за осложнений с использованием старого стапеля, "Ангара" смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года.
Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключён из состава флота в связи с износом.
До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ.
В 1975 году общество отказалось от ледокола и он должен был быть разрезан на металл, но про него просто забыли и ледокол долгое время простоял в одном из заливов Иркутского водохранилища.
В 1982 году судно было отбуксировано к Иркутской ГЭС в черту города с целью организации на нем филиала Краеведческого музея.
Но, находясь на приколе в микрорайоне Солнечный, в 1983 году, в результате поджога, судно почти полностью выгорело и находилось в полузатопленном состоянии до 1987 года, когда по инициативе ВООПИиК было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей.
Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года "Ангара" была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный.
09. Пушки были доставлены из Владивостока и установлены при реставрации.
10. Осмотр парохода начинается с музея, в котором рассказывается история Байкальского судоходства и "Ангары".
В экспозиции исторические фотографии, документы и различные артефакты.
11. После осмотра экспозиции я (единственный посетитель на тот момент) был направлен сотрудниками на самостоятельный осмотр ледокола.
Спустился на одну палубу вниз - пустые помещения бывших кают и трюмов.
Всё чистенько, но абсолютно пусто.
Вдоль стен радиаторы отопления.
12. Гораздо интереснее спуститься ещё на один уровень вниз - в котельное и машинное отделения.
13. Паровая машина.
Восстановлен внешний вид механизмов.
Можно долго лазить вокруг них и разглядывать.
На снимке хорошо видны длинные стержни шатунов паровой машины.
Верхним концом они присоединены к штокам поршней, двигающимся в цилиндрах под воздействием пара высокого давления.
Нижним концом шатуны присоединены к коленчатому валу, передавая ему поступательное вертикальное движение поршней, которое коленвал и преобразовывает во вращательное движение вала гребного винта.
Принцип работы паровой машины хорошо показан на рисунке из статьи про
Паровые машины в wikipedia:
14. Парораспределительный узел системы корабельного отопления.
Именно к нему должны быть подключены радиаторы с 11-го снимка.
15. Площадка топок.
На ледоколе были расположены шесть топок на два котла (у каждого котла своя дымовая труба, именно поэтому "Ангара" двухтрубный пароход).
С момента постройки в 1900 году и по зиму 1955/1956 гг. ледокол ходил на угле.
В зимнюю стоянку 1955/1956 гг. ледокол перевели на мазут, сделали на котлах врезку форсунок - устройство по которому мазут поступал в топки.
При переоборудовании котлов механики не учли, что температура горения мазута в топках значительно выше температуры горения угля (около 1700°C и 1000°C, соответственно).
От превышения рабочей температуры металл в топках постепенно прогорел и ледокол не мог быть введён в эксплуатацию без дополнительного ремонта.
В 1962 году "Ангару" поставили на прикол.
16. Схема расположения основных частей, помещений и механизмов парохода.
(
расшифровка условных обозначений)
17. Световой люк.
Служит для вентиляции и освещения подпалубных помещений и машинного отделения.
18. Спасательная шлюпка.
Шестивёсельный, деревянный, гребной вельбот.
19. Носовая часть ледокола с брашпилем - механизмом-лебёдкой для подъёма и спуска якорей.
20. Верхняя палуба.
Надстройка, шлюпки, дымовые и вентиляционные трубы.
Прикосновение к истории.
Ледокол "Ангара" - один из самых старых кораблей-памятников в России.
Спущен на воду в последнем году XIX века, в эксплуатацию попал на три года раньше
"Авроры".
Однозначно рекомендую посетить его всем попавшим в Иркутск и интересующимся историей техники.
Ссылки:
WikimapiaТочка на YandexKMZ-файлКоординаты:
52°15'0.30"С
104°20'37.62"В