Во вторник утром, 9 сентября, мы с отцом Василием Гончаром отправились на базу моряков-пограничников встречать из дальнего похода пограничные сторожевые корабли (ПСКРы) «Воровский» и «Волга». Отца Василия пригласили, а меня взяли, как корреспондента, написать о встречах экипажа. Но в суете первого дня разговора не получилось, мы поговорим позже.
На торжестве встречи на меня произвёла впечатление швартовка. В очень узенькое пространство между двумя кораблями медленно-медленно заходил кормой вперёд огромный корабль.
Когда до пирса оставалось метров 10, с пирса напротив корабля разошлись все (гражданских, вроде меня увели). Два матроса на «Воровском» разбежались и бросили на берег, я не поняла что, а потом рассмотрела - лески с обвязанными грузиками на концах. Летели они очень красиво и очень высоко, и далеко от кромки воды упали. И тут засуетилась команда в оранжевых жилетах, которые на берегу им помогали швартоваться. Они бегали к кромке воды и обратно, и это было похоже на танец. Оказалось, что за леску вытянули тонкую верёвочку, за верёвочку боле толстую верёвку итак дальше до толстенного каната, который и держал корабль (по одному с каждого борта). Знающие люди сказали, что так всегда швартуется большой корабль. А то, что он заходил кормой вперёд в узкое пространство - это свидетельствует о высочайшей квалификации командира.
Очень интересно спускали трап.
Наконец огромный корабль пришвартован, трап спущен, и на берег сошли экипаж и оркестр, который тоже принимал участие в дальнем походе к чужим берегам. После торжественной церемонии - докладов офицеров, награждения отличившихся - традиционная церемония вручение командиру корабля жареного поросёнка (глазированного в бело-голубую «тельняшку»).
На базу пограничников меня привёз отец Василий. Дорога вилась нескончаемыми зигзагами довольно круто вниз к морю. После всех торжеств батюшку пригласили на банкет, а я пошла домой, благо живу недалеко. (Это я так наивно полагала - всего три остановки) Вот здесь и начались мои приключения. Наш город почти весь расположен на склонах сопок. То есть дома стоят на относительно ровных улицах, между которыми довольно высокие уступы, зачастую укреплённые бетонными стенами, так что просто наверх не поднимешься, если ты конечно не альпинист со снаряжением. Между уровнями лестницы, и серпантином вьётся проезжая часть. В городе есть так называемая «красная линия» - это дорога из одного конца города в другой, которая проходит, как правило, ближе к верху сопки (так короче). Мы иногда говорим, что у нас город одной улицы. Так вот по «красной линии» в этом районе я ходила неоднократно, но не спускалась ниже третьего уровня. Ниже оказалось уровней достаточно много. Началось всё на пирсе у пограничников. Я знала, что мне надо идти вверх, чтобы выбраться с их базы и попасть домой. У меня слегка болела нога, поэтому идти по серпантину дороги я не захотела - меня манила очень длинная свежепокрашенная и вполне ухоженная лестница (ухоженность - признак, что ею пользуются, и она не заведёт в тупик). Я и пошла. Территория у пограничников, как выяснилось, довольно большая. По случаю банкета было пустынно. Изредка из домов (казарм? штабов?) кто-то выглядывал и тут же прятался обратно, теряя ко мне интерес. А я уже начинала интерес проявлять, после того как несколько раз дорога выводила меня на забор с колючей проволокой и ею же запутанные наглухо ворота наружу. Всё это среди буйной камчатской растительности, хотя и постриженной возле казарм? штабов?. В конце концов, я увидела двумя уровнями ниже некого служивого и, побоявшись, что и он быстро скроется, закричала: «как отсюда выйти?». Он слегка изумился, расстояние между нами скрыло насколько «слегка», и решил, что самое простое, это довести меня до проходной. Она оказалась совсем не в той стороне, где я думала, И я точно искала бы её самостоятельно не один час.
Из проходной дорога не вела вверх, а направо и налево, вдоль своего уровня. До «красной линии» по которой ходят автобусы было недалеко вверх по прямой, но по прямой дороги здесь нет. Как потом выяснилось до «красной линии» было уровней 5 или 7 (в этих местах я ниже второго не спускалась). Дома тут построены очень давно, лет 50 назад, и, похоже, это не дома, а просто деревянные бараки, и только 2-3 последних уровня - «каменные хрущёбы». Описать, как я ходила по этим дорогам в поисках выхода наверх, наверное, не получится. Постоянно натыкалась между уровнями на бетонную стену метра 3 в высоту, к которой меня приводили вполне протоптанные дорожки, и лишь иногда, со следующего уровня, я видела, что в метрах 30 в сторону от того места, где я наткнулась на стену, была лестница. Было около 11 утра и вокруг просто не у кого было спросить. Я решила, что с меня хватит, и я пойду по дороге, по которой ездят машины и она, пусть петляя, приведёт меня наверх. Не тут-то было. Я столько раз упиралась в тупики с гаражами! Кое-как выбралась.
За три дня до этого я была в океане, на катере на морской прогулке. Именно рядом с этим местом мы не проходили. Там сопка круче и уровней гораздо больше, так что фото даёт не точные представления о том месте, где я была. Вот фото, на которых мой дом, и можно приблизительно понять, где я заблудилась. В районе, где я живу, нет такого количества уровней.
Во время этих блужданий я себя чувствовала как в компьютерной игре, и всё время хотела спросить: «где здесь выход на следующий уровень?». Только спросить было не у кого, поэтому пришлось выбираться самой.