Наверное, трудно найти человека, которого не завораживало бы звездное небо своей холодной красотой, бесконечностью, россыпями звезд. Оно манит к себе, зовет окунуться в этот праздник разноцветных искр, навевает философские мысли о мироздании, о смысле жизни.
И как же хочется запечатлеть всю эту красоту, не упустив ни единой детали, не потеряв ни одной ноты этой оглушительно безмолвной симфонии!
Знакомые чувства, не правда ли? Мне тоже давно хотелось попробовать снять звездное небо, но все как-то не складывалось. Причём, хотелось снять небо именно с неподвижными звездами, как мы его видим, а не с кольцевыми треками, которые получаются на сверхдлинных выдержках благодаря вращению Земли. Когда мне пришла в голову мысль о съемке звезд, первым делом были проштудированы все статьи в интернете и в книгах на предмет того, как это сделать технически грамотно и какое оборудование нужно.
На первый взгляд все просто, особенно для тех, кто не первый день держит камеру в руках.
Вот примерный перечень основных действий.
- поставить камеру на штатив, причем, чем жестче и прочнее штатив, тем лучше.
- перевести камеру в полностью ручной режим (на колесиках управления или в меню он обозначается «М»)
- отключить автофокус (на камере или на объективе, если у объектива есть соответствующий переключатель.)
- сфокусировать объектив на бесконечность (повернув соответствующее кольцо на объективе)
- полностью открыть диафрагму объектива
- установить выдержку 25-30 секунд
- сделать пробный кадр, используя пульт дистанционного управления или автоспуск с задержкой.
- увеличивая ISO при съемке следующих пробных кадров, добиться приемлемой экспозиции.
Да, самое главное, нужно само звездное небо. Именно Звездное, с большой буквы! Вот с этим у меня как раз долго и не складывалось. В больших городах очень много яркого уличного освещения, там и глазами-то не всегда удается увидеть звезды. За городом лучше, особенно в конце августа (в средней полосе России) небо насыщенно черное, звезды яркие, правда, если нет Луны и облаков. Но даже при самых благоприятных условиях мне ни разу не удавалось увидеть Млечного пути или хотя бы просто плотного скопления звезд. На фотографиях же в интернете такие объекты попадались регулярно. Авторы снимков писали, что это можно снять в горах, там воздух более разреженный, меньше пыли, ну и все-таки на несколько километров
к звездам ближе.
И вот часть очередного отпуска было решено провести на острове Тенерифе, одной из достопримечательностей которого является национальный парк Тейде, расположенный на высоте свыше 2000 м над уровнем моря. Вот он, удачный случай, чтобы попробовать съемку звезд. Посмотрим, так ли все просто на практике.
Мой стандартный набор фототехники в поездках - это камера Nikon D800 и штатный объектив Nikkor 24-70mm f/2.8. Однако, в данную поездку был взят еще и широкоугольный объектив Nikkor 14-24 f/2.8, и как оказалось не зря! Штатив у меня обычный «средний» карбоновый китайский Sirui T-2204X, со штативной головкой Giottos MH 1301.
В первые дни пребывания на острове на небе была видна полная луна, и съемку звезд пришлось отложить, зато можно было не торопясь присмотреть места для ночных съемок и пофотографировать пейзажи в лунном свете.
Кадр снят на фокусном расстоянии 29mm (объектив 24-70mm f/2.8), выдержка 25 сек. f/6,3 ISO 640.
Скалы Рока де Гарсия. Национальный парк Тейде.
Оказывается, луна светит существенно ярче, чем кажется на первый взгляд. На фотоснимках это сразу заметно, и они часто получаются почти неотличимыми от кадров, снятых днем. Свет полной луны придает теплый оттенок всем предметам, тени становятся мягче.
Кадр снят на фокусном расстоянии 34mm (объектив 24-70mm f/2.8), выдержка 30 сек. f/8.0 ISO 200. По дороге к вулкану Тейде.
Кадр снят на фокусном расстоянии 36mm (объектив 24-70mm f/2.8), выдержка 30 сек. f/5.0 ISO 400
Кстати, на этом снимке видно, как луна засвечивает небо, и звезды становятся слабо различимыми. Кроме того, обнаружилось, что при таких параметрах съемки звезды из точек уже превращаются в треки (черточки).
Через неделю Луны на небе уже не было видно, а значит можно полноценно снимать звезды. Пора в поездку. Оборудование уложено в багажник машины. В рюкзаке запасные аккумуляторы, флешки, фонарик, набор для чистки оптики. Ну и необязательный, но очень даже желательный пакет с едой и напитками. Правда, облака чуть было все не испортили, но все-таки до выбранного места съемки они не добрались, высоковато для них оказалось!
Место для съемки было выбрано еще днем: скалы причудливой формы и маленький одинокий дом - часовня, расположенный недалеко от знаменитых скал Рока де Гарсия.
Вот догорел последними красками закат, и небо начало набирать черноту, значит, пора одеваться потеплее (температура была +3, да еще и сильный холодный ветер) и настраивать оборудование. Хочу отметить крайнюю полезность фонарика при ночных съемках. Оказалось, без луны не видно совсем ничего, ни под ногами, ни переключатели на камере, короче, фонарик должен быть обязательно!
Объектив для съемки был выбран Nikkor 14-24 f/2.8, из-за естественного желания захватить больше неба в кадр.
Теперь про штатив. Нельзя сказать, что мой штатив хлипкий, но на ветру, особенно порывистом, его все-таки мотает и при выдержке 30 сек. смазывание получается часто. Даже если на специальный крюк повесить мешок с песком или камнями, то они тоже немного раскачиваются, и смазывание возможно. Кстати, думаю, что и более тяжелый штатив на порывистом сильном ветру не панацея, если только его ноги не пристрелить дюбелями к скале! Поэтому надежнее все-таки найти место, защищенное от ветра, если конечно есть такая возможность. Центральную колонну у штатива лучше не выдвигать, с ней вся конструкция неустойчива еще больше. Если ветра нет, то при таких фокусных расстояниях любой штатив, ну, кроме разве что совсем тонконогих штативов, справится со своей задачей.
Все прикручено и установлено, при свете фонарика выставлены нужные режимы, фокус поставлен на бесконечность.
Я смотрю в видоискатель, чтобы скомпоновать кадр, и ничего не вижу. Переключение в режим «live view» тоже ничего не дало. Нет, крышка с объектива была снята заранее.
Просто так темно, что звезды, которых над головой уже появилось целое море, еще хоть как-то видно в видоискателе, а вот скал на переднем плане совсем нет. Пришлось делать несколько пристрелочных кадров, пока что-то скомпоновалось. А ведь каждый кадр - это 30 секунд ожидания. И ветер все сильнее и пробирает даже сквозь теплую одежду.
Дальше еще несколько кадров с разным значением ISO, чтобы на снимках стало хоть что-то видно. Можно было бы вместо увеличения ISO увеличивать выдержку, но тогда, во-первых, без пульта никак не обойтись (камера сама длиннее, чем 30 сек. не отрабатывает), и во-вторых, самое главное, уже на выдержках близких к 30 сек., звезды и так норовят в черточки превратиться, а хочется-то именно точек.
Так что увеличение выдержки больше 25-30 сек. - не вариант. Можно сразу задрать сильно ISO, но тогда звезды утонут в «шумовой каше». Короче, пришлось искать некий компромисс!
А вот и «первый блин» вижу на экранчике камеры. Увы, темно и страшненько, но пугаться и расстраиваться не стоит! Если снимать в формате RAW (а данные сюжеты, пожалуй, только в RAW и нужно снимать), то после творческих манипуляций в RAW- конверторе и последующей доработки в Photoshop, все выглядит неплохо!
Кадр снят на фокусном расстоянии 15mm (объектив 14-24mm f/2.8), выдержка 30 сек. f/2.8 ISO 1250
Кроме того, обнаружился приятный бонус от съемки на широком угле (15mm в этом конкретном случае), а именно, звезды при той же выдержке в 30 сек., как и на кадре с горой в лунном свете, не превратились в короткие треки, а остались точками.
Можно было бы еще увеличить ISO, чтобы картинка стала светлее, но тогда и шумы тоже бы усилились. Поэтому параметры съемки были оставлены, как есть. Единственное, что хотелось еще сделать, так это выделить подсветкой скалы на переднем плане, освещая разные их участки фонариком в течение всех 30-и секунд, пока открыт затвор камеры.
Не получилось, фонарик оказался слабоват. Надо это учесть при последующих съемках! Поэтому пришлось ехать к другому объекту, присмотренному днем. В результате получился вот такой кадр:
Кадр снят на фокусном расстоянии 16mm (объектив 14-24mm f/2.8), выдержка 30 сек. f/2.8 ISO 1250
Кадр снят на фокусном расстоянии 16mm (объектив 14-24mm f/2.8), выдержка 30 сек. f/2.8 ISO 1250. Естественно, он стал таким уже после обработки (и в том числе правки геометрии домика, широкоугольный объектив все-таки сильно ее искажает). А в качестве подсветки использовался свет автомобильных фар, благо, там можно было близко подъехать. Теперь можно и в теплый отель, отогреваться. Все-таки зимой в горах не жарко!
Итак, какие выводы были сделаны после этой пробной съемки:
- камера - чем менее шумная на высоких ISO, тем лучше!
- объектив - светосильный широкоугольный зум или фикс с фокусными расстояниями в диапазоне 12-24mm (это для полного кадра, если брать кроп, то надо разделить эти фокусные расстояния на величину кропа, иначе будут черточки вместо звезд).
- штатив - можно обойтись и «середнячком», главное укрыться от ветра и не выдвигать центральную штангу без крайней необходимости.
- фокусировка - ручная, с установкой на бесконечность.
Главное периодически это проверять, а то при переноске камеры со штативом на новое место съемки можно нечаянно фокусировку сбить. Ход фокусировочного кольца у современных объективов очень маленький, чуть задел, и вместо бесконечности уже всего пара метров.
- спуск затвора - пульт дистанционного управления или, если не хочется возиться в темноте с лишним устройством, автоспуск с задержкой. Если жать пальцем кнопку на камере непосредственно, камера качнется и получится смазывание.
- режим съемки - полностью ручной, выдержка 25-30 сек., диафрагма полностью открыта, изменять только ISO, добиваясь приемлемой экспозиции. Тут еще неплохо бы изучить особенности своей камеры при съемке ночных сюжетов, например, у моей камеры Nikon D800 в процессе обработки детали из темных участков кадра «достаются» относительно легко, поэтому при съемке можно кадр немного недоэкспонировать, чтобы не задирать ISO.
- формат файлов - RAW обязательно, так как постобработка требуется значительная.
- полезные вещи - фонарик (желательно достаточно мощный, чтобы в случае необходимости им можно было подсветить передний план), запасной заряженный аккумулятор, запасная карта памяти, набор для чистки оптики, теплая одежда, пакет с бутербродами, термос с теплым чаем.
- погода - безлунная, звездная, отсутствие облаков и тумана.
- удаленность от городов и мест с большой освещенностью.
А еще нужно немного везения, много терпения и огромное звездное небо над головой!
Пробуйте, все не так сложно. Удачных вам снимков!