Первая сцена. Контрастные одинокие люди на фоне, и ветродуй снегом с пропеллера. Люди ходят, преодолевая непогоду, ветер. холод.
Поворот трамвая по положительной диагонали. Положительная = соответствует взгляду
Машина, уезжающая из кадра, оставляет ощущение пустоты и брошенности.
Тональная перспектива дымом
Тонирование в сепию ассоциируется со стариной, потому что, старые фотографии, тонированные сепией, дольше не выцветали.
Двери хлопающие - тема тем!
Долгий кадр пустого двора, с просматриваемыми направляющими, в точке схода - ничего нет. Напряжение растет, зритель вглядывается в экран. И все-таки въезжает повозка в дымке, и уезжает из точки схода за дома. Зритель еще дольше останавливает взгляд на кадре, рассматривая его.
Марширующие солдаты - символ государственности, они имеют право убивать. Напряжение у зрителя.
Строй, который пропускает собака. Затем его кормит машинистка. Машинистка - это ключ к одному из главных героев, к Борменталю.
Борменталь - тонкое лицо удлинено боковым светом, выделены лобная часть и нос = интеллигент.
В кинотеатре смотрит не туда, куда толпа.. Девочке высветляют лицо, одухотворяя ее. Влюбленность передается высветлением лица.
Собака в подворотне смотрит на лестницу и закрытую дверь, тот мир закрыт, а в этом вьюга и безнадега.
Профессор открывает дверь в другой мир.
Любимый прием, то, что очень важно зрителю, - дверь, выход. В комнате без дверей начинается паника.
Дверь - это возможность. Закрытая дверь - возможности нет.
Профессор ведет Шарика через дверь в новый мир.
Кальсоны на скульптурах.
Лестница вверх - символ.
Сцена в приемной. Ловят Шарика. Звереющий, теряющий интеллигентность Борменталь при укусе. Ему больно, лицо искажается. Подчеркнуто резким светом и это искаженное лицо впечатывается в мозг.
Сцена общения с клиентами. Профессор и его комфортное существование. Подчеркнуто аутентичыми предметами и мебелью. Гардины - символ тепла. Гардины - значит за окном холодно. Гардины летом не вешают., там легкие занавесочки. Ковры и гардины вешались в каменных домах от холода. Зритель начинает хотеть жить также комфортно. Небрежно прятать деньги в стол.
Приходят красные. Люди в черном заполняют светлый кадр. Красных снимают на простом фоне, профессора - в окружении вещей и сидящего.
Нависает над Швондером.
Жалоба по телефону. Как он держит трубку. Прикрывает мембрану, чтобы не пропадала связь.
Вранье про револьверы. Сцена хлопания по карманам. Недоумение красных от вранья. Это простые честные люди.
Сцена обеда. Свет под 45 градусов, свет стоит близко и сверху. Снимают широкоугодольником, видимо 30-35. Стол светится.
Тут же антипод поющих красных.
Борменталь в кино, на улице идет за девушкой, влюблен = подсвечен снизу, Она оборачивается. Все жесты чуть-чуть с перегибом. И одинокая фигура растворяется в дымке.
Операция. Профессор - сильный усталый мужик. Бог. Имитация света из окна, показано объемное лицо. Девочка рядом в том же свете - никакая. Ощущение божественности усилено светом сверху, лампой сверху, аки нимб.БЛИКИ на очках - глаз нет. Демиург.
В это же время внизу. Женщина и двое блезняшек = три. Три товарища за столом дают имя. Три профессора в прихожей преображенского.
Демонстрация Шарика. Вид с боку. Амфитеатр и толпа. Маленький босой Шариков. Вид сверху. Зритель смотрит глазами зрителей сверху на маленького босого без одежды=незащищенного Шарикова. Он букашка.
Шедевр - это то, что совпадает с ожиданиями зрителя. Когда автор угадал внутренние ожидания.
Шариков устроился на работу. Съемка снизу. Он поднимается и растет. Профессор показан на одном уровне с ним. Затем Шариков нависает. Конфронтация усиливается.
Ловля блох. - ДО этой сцены Шариков ТЫЧЕТ в зрителя папиросой и угрожает - это страшно. И сразу за этим идет ловля блох, чтобы зритель расслабился.
Швейцар моет лестницу. Пытается сохранить старый мир.
Вот он заглядывает из коридора и видит как Швондер учит Шарикова. Комната показана в обратной перспективе, где, те, что сзади (красные), выше и больше того, кто спереди (шариков на стуле).
Сцена, когда Шариков заперся в ванной. Пришла бабушка. Насколько они с профессором из разных миров. Подчеркнуто ярким светом и резкими тенями.
Открыли дверь. Вода течет по ступенькам сверху, смывает все. Поток воды - это страшно.
Обед. Профессора не видно, он в глубине. Он уменьшился. Он маленький, незаметный. Снова яркая скатерть и отражённое свечение снизу. Хорошая еда - воплощение комфортной жизни. Голландцы и их натюрморты с едой (пресыщение). Еда важнее секса. Отсюда же культ застолья. Базовое. Первичное = еда.
Чморят Шарикова вдвоем, одеты в черное, нависают. Профессор нависает и смотрит на Шарикова сверху. Зритель отождествлен с Шариковым. А не с профессором! мы видим профессора. Смотрим на него снизу. Разговор через стол. непреодолимое расстояние между говорящими.
Пьяный Шариков идет по коридору. Съемка из комнаты в коридор. Шариков до ступенек очень маленький меньше половины двери. Маленький = беззащитный. Интерьер - ему на вырост. Белая дверь со стеклом. Белые секции подчеркивают размер Шарикова.
Входит по ступенькам в мир профессора. Поднимается по ступеньке, входит в силу. Он чувствует силу. Как он садится. Как смотрит на врачей. Врачи стоят точно по сечению. Профессор становится беззащитным. Шариков нависает (где я харчеваться буду?) Как построен кадр. Где перевес? Шариков на одном уровне с врачами. Он копирует позу Борменталя. Чтобы чувствоваться себя комфортно в переговорах, примите позу собеседника.
Сцена в кабаке. Затем кабак переносится в квартиру. Главное - перенос кабака в квартиру. Разгром. Опять противоречие со следующим кадром. Стол где врачи пьют настойку из рюмочек, лимончик. Шарик мешает комфорту профессора. Поза профессора на диванчике.
Борменталь. Решимость к убийству. Верхний и нижний свет. Он весь светится от принятого решения. Пытается ударить Шарикова, профессор останавливает. Профессор - творец, а не убийца пока.
Уперся лбом в косяк. Уперся лбом в беду, в безысходность. Человек в краю кадра.
Сцена с душили-душили. Два образа Борменталя. Благородный и звериный. Он сам становится Шариковым. Он боится сам себя, пошел по тропе убийцы.
Сцена с зеркалом и свечей. Медленно возникающий фокус на отражении в зеркале.
Глаза умные, похожи на глаза собаки из начала фильма.
Свет от свечи с тенями.
Приезжает на машине. Обнаглевший, фамильярный, переодетый. Разговор на троих. Головы врачей и шарикова: Треугольник вершиной вниз = неустойчивый = падает = хэппиэнда не будет.
Профессор удобно сидит. Шарик выше. Обличен властью.
Тычет кукиш в нос. Профессор разглядывает кукиш, это новый неизведанный опыт. В его зону комфорта вошел другой мир. Получилась трагедия.
Свет задний, акцент - лоб профессора.
Борменталь тащит убивать. Лицо холодное без эмоций. Это решимость.
Профессор напуган - старое лицо крупным планом, свет подчеркивает морщины.
Попытка ареста. Прислуга идет открывать дверь. Симметрия, очень светлая парадная. Очень светлая прислуга. Включается свет. Входят люди в черном. Много = Долгий кадр.
Одинокий профессор стоит на фоне стены голов в фуражках. В толпу красных вливается прислуга. Т.е. один против всех в халате.
Руки в карманах = зажатость и страх. Государство давит на профессора.
Они уходят и профессор закрывает двери! Закрыл тему. Закрывает этот лист биографии.
Лужа. Строй проходит. Они пройдут везде, не дрогнув.
Пес с умными глазами.
Мурлыкание под нос = комфорт и уют. Все хорошо.
Хэппи энд.