Некоторые зарубежные конференции (в отличие от большинства наших) публикуют доклады в Сети, в открытом доступе, что правильно. Поэтому чтобы познакомиться с некоторыми домашними материалами, надо ждать, когда заграница озаботиться нашими проблемами)
Вот недавняя удача - в Праге обсуждали опыт и перспективы ВВЭР, и вскоре после конференции выложили доклады в
свободном доступе. Некоторые из них, на всякий случай, да и для удобства, кладу на slideshare,
под тагом VVER2010. Выложил, те, что уже просмотрел и понравились, т.е. еще добавится.
Во многих российских презентациях представлен проект MIR.1200 (оказывается, так оно пишется) - проект в целом, реакторная установка, отдельно про топливо, т.д. Так что эти материалы можно считать главным источников по чешско-российскому проекту.
А пока предлагаю внимательнее посмотреть на неожиданную imho презентацию про опыт эксплуатации топлива Вестингауз на Темелине.
10 years of experience with Westinghouse fuel at NPP TemelinView more
presentations from
myatom.
Довольно откровенный доклад в т.ч. и о проблемах, которые были с американским топливом на Темелине. Отвыкаешь читать/слышать спокойный разговор о проблемах)
Так вот какие проблемы с топливом были на Темелине (10 слайд):
- Problems with RCCAs (Rod Control Cluster Assembly) during operation - Incomplete Rod Insertion (IRI) - Неполный ввод органов регулирования;
- Fuel Assembly (FA) / Fuel Rod (FR) Bow - Изгибание ТВС и твэлов;
- Excessive FA Growth - чрезмерный рост ТВС;
- Leaking FRs - негерметичные твэлы
Эффектные фотографии на слайдах 15 и 16, а на 26 - так и пугающая, хоть горизонт и завален)
Как можно понять из слайдов, большинство проблем возникли 2003-2005 годах, что привело к изменениям в конструкции кассет 2006-2007. Тут надо отметить, что после двух этапов модификаций проблемма с неполным вводом кластеров была решена, а ситуация с негерметичными твэлами стала улучшаться.
Это к тому, что вот он, период адаптации и learning curve - лет 7 для устранения серьезных проблем, а дальше медленнее и тяжелее...
Проблема с излишним изгибанием так и не была решена, хотя величины изгибов вроде уменьшились. Не решена, как я понял, до конца проблема с фреттинг-износом, приводившем к разгерметизации и даже разрушению. Но! - получен большой опыт как эксплуатантом, так и производителем. Выполнена куча измерений. Пришлось решить множество небанальных задач - всё в копилку опыта.
Неплохо, что тендер на следующие 10 лет поставки топлива на Темелин проходил где-то в 2006 году, в пору пика проблем)) Не знаю, помогло ли это ТВЭЛу, но результат есть - теперь на Темелине российское топливо, тоже не вполне обычное, судя по другим презентациям.
А конкуренты из WEC наверняка негативный свой опыт учли, о чем можно будет судить по украинским данным с ЮУ АЭС. Ждем доступных материалов.