Камни Тхаба-Ерды - письменное послание древних зодчих потомкам

Sep 13, 2011 09:40

           Эта история началась тысячу лет назад, когда древний ингуш или грузин зодчий, а у нас в ту эпоху была единая История, увековечил на камнях встроенных в стену храма Тхаба-Ерды древнегрузинским шрифтом «асомтаврули» поминально-мемориальную надпись с упоминанием епископа Георгия и патриарха Востока Мелхиседека.

В глубине веков теряются корни возникновения ингушского народа, а самобытность насчитывает длительный этап развития и имеет связи с древними очагами мировой цивилизации. Этнокультурные истоки ингушей уходят вглубь веков - в эпоху ранней, средней, поздней бронзы. На территории Ингушетии известны памятники майкопской, северокавказской, кобанской культуры, потомками которой являются ингуши. Ранние письменные известия о предках ингушей относятся к первому тысячелетию до н.э. В «Географии» Страбона встречается этноним «гаргареи» - «родственный», связываемый учёными с предками ингушей. Упоминания об ингушах встречаются в трудах Плутарха, Моисея Хоренского, Леонтия Мровели, Вахушти Багратиони и др. В древних письменных источниках предки ингушей известны под названиями кавкасионы, дзурдзуки, глигвы, кисты. О древности истории и культуры ингушского народа свидетельствуют устное народное творчество, археологические и этнографические данные.  
      Ингуши являются коренными насельниками Северного Кавказа. Они включаются специалистами в кавкасионский антропологический тип, относятся к балкано-кавказской семье большой европеоидной расы. Говорят на ингушском языке, который вместе с чеченским и бацбийским составляет нахскую (кистинскую) группу иберийско-кавказской семьи языков; прослеживаются также связи ингушского языка с языками древней хуррито-урартской группы. 
      Этноним «ингуши», получивший распространение в литературе с середины XVIII в., своим происхождением обязан русским ученым, офицерам, часто посещавшим ингушское селение Онгушт (Ангушт), расположенное юго-восточнее современного г. Владикавказа (ныне с. Тарское РСО-Алания), жителей которого называли «ангуштовцы», «ингушевцы» с постепенным переходом в «ингуши». Самоназвание ингушей - гIалгIай. По мнению ряда исследователей, слово «гIалгIа» означает «житель башен». Выдвигалось мнение о связи этнонима «гIалгIай» с именем божества в языческом пантеоне древних ингушей и греков - «Гела», «Гала». Оба этнонима - «ингуши» и «гIалгIай», вобрали в себя ряд нахских обществ: Галгаевское, Цоринское, Джейраховское, Фяппинское (Кистинское) и Мецхальское, которые во второй половине XVIII - начале XIX веков слились в единый народ, занимающий современную территорию Ингушетии. 
      По имеющимся письменным источникам и археологическим данным, ингушские племена с I тыс. до н. э. прочно обосновываются в горах Центрального Кавказа и на равнинах Предкавказья.  
      Ранний период ингушской истории (согласно Страбоновским и другим документальным источникам) связан со знаменитой Кобанской культурой I тыс. до н. э., которая получила свое наименование по названию аула Кобан, расположенного в Тагаурском ущелье Северной Осетии, где впервые в северокавказском регионе были выявлены, ставшие широко известными, археологические памятники. Исследования ученых позволяют сделать вывод, что при определении этнического и антропологического лица кобанцев Центрального Кавказа исследователи видят в них древних ингушей. 
      Источники, в частности, называют крупное племя аргов, обитавшее в Центральном Предкавказье (предгорно-плоскостные районы Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии). Длительное время занимающийся историей Аланского государства археолог из Владикавказа В.А. Кузнецов вслед за рядом ученых пришел к выводу, что «северокавказские арги в этноязыковом отношении - одно из древних нахских племен». 
      В грузинских письменных источниках III в. до н. э. ингуши упоминаются под этническим именем «дзурдзуки» - древнегрузинское название ингушей. Их расселение на плоскости было временно прервано в XIII в., в период монголо-татарского нашествия. 
      Башенная архитектура средневековой Ингушетии является уникальным культурным наследием ингушского народа. Характерны традиционные башенные поселения в горах, расположенные на склонах или в глубине ущелий. 
      Первые башни, появившиеся в горах Ингушетии, относятся к V веку, к периоду после гуннского нашествия. С V - XIV вв. строились в основном жилые и полубоевые башни называемые ингушами "гала". В средние века также возводились замковые комплексы и заградительные стены. Наиболее известны башенные комплексы: Озик (Барким), Вовнушки, Таргим, Эгикал, Эрзи, Пялинг, Ний, Цори, Лялах. 
      В IX-XII вв. зодчество попадает под влияние христианства. Здесь строятся христианские храмы при участии грузинских архитекторов. Ярким примером этому может служить храм Тхаба-Ерды. Храм, один из самых эпохальных на Северном Кавказе, являющийся свидетелем тесных экономических, военных и культурных связей ингушей с народами Грузии. 
      Из доклада представленного на втором заседании научного семинара "Монументальное зодчество Средиземноморья и Переднего Востока: Проблема взаимодействия культур" Д.В. Белецким (историк архитектуры) и А.Ю. Казарян (докт.иск.): «Расположенный в живописном ущелье Ассы в горной Ингушетии храм Тхаба-Ерды - один из редчайших образцов средневекового зодчества, воплотивший особенности архитектурной традиции стран Закавказья в сопредельном с ним северокавказском регионе. Этот храм описывают или упоминают многие исследователи Северного Кавказа, начиная со II половины XVIII столетия. И если большинство исследователей видит грузинское происхождение постройки, то дата основания этого своеобразного и «многослойного» сооружения в различных работах «плавает» в рамках 700 (семисот) лет, от VIII и до XIV века включительно. 
      Фигурирующая в самых ранних работах датировка постройки временем царицы Тамары (т.е. рубежом XII и XIII вв.) базируется на устном народном предании.  
      Ознакомление с чертежами и осмотр самого памятника не оставляет сомнений в выкладке его конструкций в разные исторические эпохи, мастерами разных профессиональных строительных традиций. Если кладка апсиды, некоторые участки стен наоса и обхода, а также карнизы связываются с грузинским зодчеством и с традицией стран Закавказья в целом, то исполнение перекрытий и поддерживающих их арок и пилонов выдает принадлежность к вайнахскому строительному искусству, имея многочисленные аналогии в культовых и оборонительных сооружениях ингушей. В ряде мест внутри храма можно и теперь, после заделки швов реставраторами, проследить границу между кладками групп мастеров. Относительно новые архитектурные формы созданы местными мастерами, тогда как использованные в них детали принадлежат другой, закавказской традиции. Задача изучения памятника представляет собой решение своеобразного ребуса, с которым еще предстоит разобраться и который не терпит скоропалительных жестких выводов. 
     Таким образом, результаты проведенного анализа основной части резного убранства храма, как и проведенное Г. Гамбашидзе исследование надписей на рельефах и черепицах, свидетельствуют о возведении Тхаба-Ерды в конце X - начале XI в. 
     Касаясь позднесредневековой строительной традиции ингушей, представленной, прежде всего, функционально различными башенными сооружениями, которые интересны своими глубоко архаическими истоками, «выступающими, - по словам Л.А. Перфильевой, - в роли чудом сохранившегося реликтового звена исчезнувших великих культур», следует признать и разделяемое нами ее мнение о том, что идеи древних цивилизаций могли попадать на северокавказскую почву и в XVI-XVIII вв., будучи заранее адаптированными в поздних течениях восточного христианства и ислама. 
     От Г. Гамбашидзе нами была получена информация, что пять архитектурных деталей из Тхаба-Ерды, вывезенных в Грузию после реставрации храма в нач. 1970-х гг., находятся ныне в фондах Телавского государственного музея. Благодаря активному содействию Гиви Гайозовича и сотрудников указанного музея мы получили возможность ознакомиться с этими блоками. Прежде нам они были известны лишь по фотографиям в отчете Г. Гамбашидзе, а также по не очень подробным чертежам Л. Химшиашвили и считались нами утраченными. Это три блока от арки, на одной из граней которой имелась пространная посвятительная надпись, фрагмент капители с изображением животного и орнаментированная деталь с вертикальным валиком на обороте, назначение которой нам пока не ясно» (Храм Тхаба-Ерды. Переплетение архитектурных традиций в Горной Ингушетии. Российская Академия архитектуры и строительных наук. Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства - НИИТАГ РААСН). 
      В 1970 г., пять барельефных камней древнехристианского ингушского храма Тхаба-Ерды были вывезены в Грузию для тщательного изучения грузинскими специалистами. По инициативе Вице-президента Фонда Кавказа  Гелы Хмаладзе, Президентом Фонда Кавказа, величайшим учёным-археологом, кавказоведом, гуманистом и человеком, который на протяжении десятилетий изучает тайны храма Тхаба-Ерды, Гиви Гайозович Гамбашидзе была организована благородная акция возвращения ингушскому храму его собственности…
После письменного обращения Г. Гамбашидзе к Главе РИ Ю.Б. Евкурову, при активном взаимодействии Министерств культуры Грузии и Ингушетии, реликвии храма Тхаба-Ерды были в кратчайшие сроки перевезены в Ингушетию 
     19 августа 2011 г., в Телавском историческом музее (Грузия) состоялась торжественная передача шести барельефных камней древнехристианского ингушского храма Тхаба-Ерды директору Джейрахско-Ассинского Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника М.С. Харсиеву. 
     Один из самых массивных барельефов с изображением узора из виноградных гроздей в 1986 г. чуть было не постигла участь - быть украшением для камина какого-то «любителя старины», но благодаря бывшему сотруднику Телавского исторического музея Лери Биниашвили и бывшему директору Тенгизу Алдамидзе реликвию удалось вовремя спасти.
Директор музея Гурам Урчухишвили отметил, что история ингушей очень близка и понятна для Грузии, а несколько камней храма Тхаба-Ерды были в постоянной экспозиции и очень грустно с ними расставаться, на что М.С. Харсиев обещал в кратчайшие сроки изготовить гипсовые муляжи этих камней, чтобы прислать их в Телавский исторический музей и попросил не разбирать стенд, где они экспонировались.
Previous post Next post
Up