Есть у меня любимый композитор - Сергей Рахманинов и любимое произведение у меня его «Весна».
Весна написана по мотивам стихотворения Николая Некрасова «Зеленый шум». Мелодичность, распевность, гармония кантаты идеально расстилается над смешанным хоровым пением, а баритон главного героя, звучащий в самом сердце композиции, создаёт уникальную драматургию и образность темы прощения и возрождения к новой жизни. Успех «Весны» имел огромное значение в становлении молодого композитора, особенно, если учесть трагичность того печально известного исполнения «первой симфонии» 1897 года, закончившейся провалом и тяжёлыми переживаниями Рахманинова. Впервые кантата исполнена 11 марта 1902 года в девятом симфоническом собрании Московского филармонического общества в исполнении А. Смирнова и хора любителей музыки под управлением А. Зилоти. Зимой в Петербурге главной партии солировал Фёдор Шаляпин - добрый друг Рахманинова.
По структуре, композиции, гармонии «Весна» для меня представляет огромный интерес. Я нахожу в ней совершенную музыкальность и красоту. Она сложна. Быть может именно за одновременную и лёгкость и сложность для меня она так важна и любима. Она словно вбирает в себя и лёгкость первых весенних красок цвета и света, и холод всё ещё опускающийся к земле по ночам.
Это апрель. Раннее цветение деревьев на юге. Это большая вода на картине Левитана. Яблони и первая зелень. Всё в этой музыке легко и невыносимо печально. Рахманиновский лейтмотив «Весны» словно воссоздан по памяти о народных весенних закличках, которые ему передались вместе с пением колыбельных матери в детстве.
Пианиссимо, игра в низком регистре. Музыка поднимается и снова спадает на протяжение всей темы.
«Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!», - тихо вступает хор.
Соло баритона доносит до слушателей простую историю: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!»
То и дело по теме медленно и тихо проносится печальная мелодия солирующего английского рожка. Смешанный хор, поёт краткие нисходящие попевки закрытым ртом, а также напряженные гармонии и хроматические пассажи деревянных инструментов, передающие завывание бури.
В кульминации вступает тема прощения и возрождения к новой жизни «Да вдруг весна подкралася».
Появляются переливы флейты, легкие пассажи скрипок - веет дыхание весны. Постепенно разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И - Бог тебе судья!».
Торжественно произведение получает последнее развитие и сходит в пианиссимо опять в низком регистре.
Это уникальное, необыкновенное по красоте и гармонии произведение всякий раз разбивает меня вдребезги. Я совершенно не могу совладать с той красотой, которую создал Рахманинов в своей Музыке.
"Весна" Кантата для баритона, хора и оркестра, сочинение 20. Композитор С. Рахманинов, слова Н. Некрасов. Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижёр Евгений Светланов. Запись 1984 года.