В день отъезда, дожидаясь поезда на вокзале, я встретил там одного хорошего знакомого. Узнав, куда я путь держу, он с ободряющей улыбкой объявил мне, что еду я в «ту ещё дыру». Решил поверить ему на слово.
Итак, первый пункт был - Улан-Удэ, до которого я и двое моих суровых северобайкальских одногруппнегов в сопровождении начальника участка и инженера-наладчика добирались поездом (впервые в жизни ехал в купе, кстати. Несмотря на это никаких новых впечатлений не получил).
С У-У двинули экспрессом до остановки «Петровский завод» («Металлургический завод, основанный ещё Петром Первым и до основания разрушенный Борисом Ельциным»). А с этой точки ещё и 40 километров маршруткой до посёлка Саган-Нур, на котором мы, хвала Будде, и остановились. В котором и жили эти три недели.
Первое же ощущение после короткой прогулки «до магаза» - я попал в Университетский. Серьёзно, и дома такие же, только пониже, и расположены так же по склонам:
А, ещё магазинчики - они там натыканы через каждые 40-50 метров. Так и осталось загадкой, может это жестокая конкуренция и борьба за выживание, достойная Московской жизни?:)
«Новости - всегда свежачок!» (с)
А это дом, в котором мы расположились. В правом углу три окна на первом этаже - наша квартира, населённая полчищами пауков, тремя телевизорами, двумя холодильниками и Бритни Спирз образца 2000ого года, улыбающейся с постера на двери в туалет.
Кстати, комната:
Жили там, как на витрине, поэтому «зашториваться» приходилось полотенцем, за неимением штор как таковых. Первый же день был проведён в неведении порядка, чистоты, наладке кошерного холодильника, впоследствии нами же и оккупированного.
«Старый ржавый кровоточащий механизм», доставлявший нас на место работы и обратно, заодно и перетряхивавший всё нутро:
Собсно, база:
«МТС - люди говорят. Даже в Тугнуе»
А это - то, ради чего и был проделан этот длинный долгий путь - шагающий экскаватор (далее были выдуманы модификации «шагающий-прыгающий» и «плавающий-ныряющий»):
Этот «малыш» весит 1400 тонн, его детали скрепляются болтами длинной в локоть, а то и длиннее, диаметром почти с кулак.
А для наглядности приведу фото ковша:
Спустя несколько дней нам довелось съездить на карьер - там работал экскаватор в ДВА раза больше и тяжелее. К сожалению, фота у меня под рукой не оказалось, потому что заранее не знал об экскурсии. Но перед глазами предстал целый заводской цех, вращающийся с лёгкостью балерины, орудующий ковшом объёмом в 40 кубометров. Ух!
Однако, на момент начала нашей работы управляющее оборудование ещё не было поставлено и поэтому нам поручили монтаж и наладку (прокладка кабеля, подключение аппаратов, заземление и т.д.) мостового крана:
Этот кран должен ездить взад-вперёд внутри экскаватора и развозить его «внутренности».
И вот ведь незадача - мы этим занимались все три недели, за исключением последних двух дней, когда делать уже было почти нечего. Руководителем практики был главэлектрег участка Козлов Геннадий Степанович. По чести сказать, фамилия у него оказалась говорящая. Под конец практики своей педантичностью, придирчивостью и паникёрством он доводил уже до белого каления, приходилось про себя зачитывать мантры («два дня до отъезда, два дня до отъезда...»).
Раз уж зашла речь о людях, то стоит показать этих двух благородных мужей:
Слева, с пачкой «Примы», - Владимир Александрович (фамилия в памяти не задержалась, да оно и не суть - для нас он был «дядя Володя»). Мастер, имеющий высший разряд по допуску к работе. То есть чел, которому поручается на время командировки руководство бригадой на данном участке.
Второй, с усами - Виктор Дмитриевич Магдеев («дядя Витя», соответственно). Инженер-наладчик, работавший на подстанциях, на одну из которых нам тоже удалось разок заглянуть.
Образцово-показательные мужики, являющие собой пример того, каким должен быть спец на своём рабочем месте. И оба - корщики, каких поискать, постоянно друг друга подкалывали. Правда-правда, иногда от их пёрлов хохоталось до слёз.
А один раз, сидя в мастерской, я услышал из коридора что бы в подумали? - правильно, йа услышал «Михаааалыч!», грянувшее мужским басовитым голосом. Это был восторг:)
Один очень негативный момент - средний возраст рабочего на этом предприятии (по крайней мере на нашем) - 50 лет и смены многим специалистам даже не предвидится. В мастерской я стал свидетелем горячего спора между двумя нашими наладчиками, выяснявшими причины сложившейся ситуации… не хочется как-то об этом говорить.
Ну и мы:
Равшан Аскерович, Джамшуд Нургалиевич…
И нащяльнике:
Вообще, йа был откровенно шокирован оснащением и процессом сборки экскаватора - детали, части конструкции просто лежали под открытым небом ГОДАМИ. Даже те, которые используются в управлении. Ну что это ещё может быть? Бардак!(Бардаааааак!!!)
И вот на фото выше - как раз такой «развал» (чучмеки скручивают ящичек с резисторами). *Вот и одна причинка дефицита кадров*
Выходных дней не было (только у нас и у мастера, к нашей чести), но оно было очень даже на руку - йа бы с тоски умер, и глаза о книгу смозолил. Время было расписано так: в 7-00 - подъём, в 7-40 (таки) приезжает автобус и отвозит тебя-полено на работу, с 12-00 до 13-00 - обед, в 17-00 - отбой, с 17-00 до 23-00 - что угодно, с 23-00 до 7-00 - сон (и так все три недели.. бррр..). Круг замкнулся. И вот именно из-за этого расписания, в итоге, уезжал домой с чётким ощущением, что приехал переночевать и купить обратный билет, хотя, помнится, сам никаких иллюзий по поводу занятия на практике не строил. До того дни стали все как один.
Ах да, меня же научили играть в нарды, я же терь матёрый нардовщик (или нардокиллер), а на обратном пути обучили и «тысяче». Так-то.
Ну и ещё чуток картинок:
Бешеные баллоны, бегавшие по территории базы и кусавшие рабочих.
Старший брат следит за тобой.
Я же говорил - как в Университетском!:)
Сам.
Старый добрый конструктор «Сделай сам».
Из Тугнуя с любовью.
Половина меня.. допоёт (с) 5’nizza.
Специально для Джо - наш любимый шахтёрский магазинчег.