Oct 21, 2024 18:09
..Алексея Германа, 2013-й год. Тот самый фильм, который мастер творил 20 лет, но даже сам не успел на излёте своих лет и за него дело заканчивал сын, Алексей Герман-младший.
На него ещё неделю назад звал Толя и поначалу я сильно сомневался, стоило ли идти, памятуя, что вообще-то "кофе можно и дома попить" - фильм уже годами пылится где-то у меня на компе и просто я никак не могу выделить спокойные 3 часа, чтобы вдумчиво и не отвлекаясь его посмотреть. Но ближе к показу уже просто махнул рукой и согласился - а чо бы и нет?
Давали кино в "Доме кино" на Мухиной, и это, кстати, и явилось самым сильным аргументом в пользу, потому что ещё с 18 лет я нежно люблю это место и нет-нет да ловлю себя на мысли, что хочу сходить туда на какой-нибудь сеанс, где будет тихо, отстранённо и всего "полтора землекопа" в зале. Показ делали КСП - клуб социальных проектов, в который некоторое время назад пробовала ходить Женя для прокачки своих навыков лидера-менеджера-директора-суетолога, но позже бросила, поняв, что банально не справляется с такими нагрузками. Собственно, зная в общих чертах, кто там собирается, не приходилось искушать себя надеждой увидеть в зале светлые чела ценителей и знатоков, но обсуждение, заявленное на время после фильма, всё равно вызывало какой-то интерес. В том числе и из-за того, что скажет им Толя. А, да, ещё пришла Алиса Черных, притащив с собой Женю (не помню его фамилии), который работал стюардом и был в "Цирке" любимцем.
Когда по экрану поплыли первые зернистые картины, зазвучал закадровый голос, сообщающий вводную предысторию, а потом уже началось действо, наполненное тесной суетой прямо перед носом зрителя, постоянно сбивающее с фокуса и норовящее будто вытолкать из поля зрения всё важное, мне всё это стало подозрительно знакомым.. Ну точно! Это же "Хрусталёв, машину"! Просто я совершенно не помнил имени режиссёра, но почерк его узнал почти сразу. И тогда весь сюрреализм происходящего стал понятен и обилие роящихся деталей перед глазами перестало перегружать внимание. В какой-то момент мы с Толясом уже просто иногда давились от смеха в кулак, когда в кадре появлялось что-то из нашей "поролоновой Вселенной". Но таки да - эстетическое удовольствие от ленты несомненное, несмотря на обилие жестоких сцен, иногда вызывающих холодок по шее, несмотря на старания колориста, выполнившего фильм в чёрно-белых тонах. Фактуры, лица, сцены, звуки - где-то в затылке постоянно жужжала мысль, что ты видишь анимированное гротескное полотно Иеронимуса Босха. Вообще, эффект от погружения туда такой, что после финальных титров, окружающая цветная родная действительность какое-то время казалась плоской. Это было очень похоже на отходняки после веществ, как бы пошло ни было сравнение. Я не читал книгу, но в кино я ещё с самого начала уловил ощущение непрекращающейся трагедии и ощущения беспросветного мрака (тлена, если хотите, но это всё-таки ощущение иного характера) и не было до самого конца даже мало-мальской надежды на перемены, только ещё более обострялась жалость к Румате и сочуствие к его бессилию что-то поменять.
После был же заявленный дискурс, с возможностью говорить в один из двух микрофонов, передаваемых по залу. К моему бугурту, первой слово взяла какая-то девка, восторженно (или нервически хихикая?🤔) заявившая "Ой, я ничо не поняла! Ни в начале, ни в конце. Как это смотреть?". Пожалуй, из всего обсуждения это был наиболее взбесивший момент (надеюсь, что бешусь напрасно и на самом деле всё не так) - именно чистый восторг по поводу своего непонимания и ограниченности. Ну, и ещё возрастная тётка, которая спорила едва ли не со всеми, кроме себя. Но и такое привычно, впрочем, - раздражаться на такое, скорее, просто привычка, нежели чистая реакция. Остальные ксп-шники говорили плюс-минус ожидаемое, даже интересное иногда. Одна дева в зале согласилась с моим ощущением лицезрения Босха (это я нарочито громко сказал Алисе после конца фильма, когда она мне сказала, что они с Женей ничего не выкупили из произошедшего), что было приятно 😄
Потом, уже переведя дух в фойе, мы поняли, что надо ещё всё увиденное и услышанное обсудить и решение поехать до "Цирка" побеседовать за стаканчиком как-то созрело само собой. Собсно, мы уже по дороге с этой задачей справились и дальше по обкатанной схеме просто провели остаток вечера в курилке. Примерно в полночь приехал охрипший Каюков с Аней, привёз гитарку и мы даже попели чего-то редкого и своего. Было весьма мило. Жемчужиной вечера для меня стало наличие в баре узбека по имени Бека. А в сочетании с нашим Женей-мебель, у нас были "Легендарный Бека и популярный Жека". Nice!
Жизнеописательное,
синема,
впечатлило