[ НЕЧЕТКОСТЬ «Я» ]
Мы не являемся куском мяса или своей головой. Мы даже не являемся своим телом или душой. "Я" - это монотонный гул, который появляется раньше любой мысли и заполняет всё дальше границ вселенной.
Ранее я описал
колбасу - процесс, который происходит с нами между рождением и смертью. Это психическая реальность, самое настоящее, что у нас есть, совокупность всех ощущений, вселённость в этот мир. Постоянно меняющаяся картинка, срез колбасы. Что находится в этом срезе? Наша память, наши телесные ощущения, эмоции, переживания, внутренний монолог, воображение, внимание, боль и удовольствие. Но не стоит думать, что кроме этого среза в нашей жизни есть еще что-то объективное и материальное. Все внешние объекты также доступны нам лишь частью этого среза. Материальное нуждается в языке, логике и опыте. И на самом деле материальность - это всего лишь концепция, о которой мы можем думать своим умом, который в свою очередь является всего лишь небольшой частью среза. Сейчас, в рамках этого обсуждения, нет никакой разницы между тем, что я своими органами чувств и аналитическими возможностями мозга вижу мусорный бак у себя во дворе, и тем, что я уже какими-то другими ощущениями «вижу» своё воображение. И это несмотря на то, что в общепринятой классификации одно является частью материального мира, а другое не-материального. И то, и другое мне доступно. Я могу обратить на них своё внимание.
Как только мы начнем сравнивать друг с другом доступные нам ощущения, события и объекты, появится немое разделение на то, что принадлежит мне, является мною и то, что лежит вне меня. Но это всего лишь разметка.
Является ли моя рука моей частью? Если её отрубить, то моя подвижность и возможности будут несколько ограничены, однако я останусь собой. У человека можно отключить многие части тела и органы чувств, однако «Я» от этого не исчезнет. Человек может потерять память, но он останется. Можно пробовать отключать даже отделы мозга оперативным путём, медленно превращая осознанное «Я» в «Я»-овоща, пока мы не дойдем до самого древнего отдела мозга. Несмотря на угасание многих функций мозга и ощущений, «Я» будет оставаться в человеке, и найти границу в таком «субстрактивном» подходе к поиску «Я» не представляется возможным.
Удивительная история болезни нейрофизиолога Джилл Болт Тэйлор описана в её же автобиографической книге «Мой удар просветления»[1]. Брат Джилл страдал шизофренией, и это определило её дальнейшую судьбу. Выбрав стезю нейрофизиологии, она получила огромный опыт в исследовании работы человеческого мозга. Поэтому, когда она в 37 лет перенесла инсульт, Джилл стала свидетелем невольного эксперимента над своим мозгом.
В результате поражения кровеносного сосуда в левом полушарии мозга на протяжении часа у Джилл отключались функции мозговых центров, а вместе с ними и интеллектуальные способности. Сначала исчезло ощущение границ своего тела, потом способность выражать мысли словами, планировать действия, а затем распознавать буквы и числа. В последнюю очередь отключались самые глубокие механизмы: разделение мира на объекты, ощущение пространства и времени. Теряя чувство за чувством, «Я» Джилл оставалось и продолжало ясно смотреть и ощущать мир. Процесс восстановления занял 8 лет. Удивительнее всего то, что Джилл не теряла сознание и помнит об этих событиях.
У «Я» существует огромное число инструментов, которыми оно пользуется, но ими не является.
Однако, можно рассуждать в аддитивном духе. Если я возьму в руки джойстик или другой манипулятор, то смогу стать частью чего-то большего. Водитель автомобиля сливается в ощущениях со своей машиной. Он продолжает «Я» до большего физического объекта. Интернет и компьютеры становятся продолжением наших тел и нашего мышления. Мы - уже киборги, однако не в научно-фантастическом виде. Действительно, интерфейс между сознанием и внешними инструментами на практике оказался более невесомым и элегантным, чем вымышленные имплантанты, платы-расширения и разъемы.
Моя семья является частью моего «Я». Даже мой город и моя нация. Мой биологический вид в целом, и даже жизнь на этой планете может быть частью того, чему я сопереживаю. Несмотря на то, что это будет практически не управляемо, это останется моим. Как остаются моими рефлексы и бессознательные навыки, до которых я тоже не имею прямого доступа. И этот процесс можно продолжать до всей обозримой вселенной, пока мы не убедимся, что ничего не осталось, поскольку всё, что было познаваемо или ощущаемо, можно себе присвоить, а всё остальное и вовсе недоступно. Как мы не нашли нижнюю границу для «Я», точно также не будет существовать и верхней границы, отделяющей «не-Я».
«Я» - удобная разметка для того, например, чтобы отделять области контроля и ответственности. Относительно «Я», я могу строить прогнозы и что-то обещать, однако, всё то, что касается «не-Я», уж извините, не зависит от моей воли и является областью для оценки рисков и нахождения отходных путей. Кроме того, «Я» связано с функцией ума разделять весь существующий мир на отделимые объекты. Как только появляется граница тела, появляется и слово для обозначения себя. Для познавания нашего процесса (колбасы) понятие «Я» не имеет никакого значения. Это всего лишь направление, по которому мы можем провести градацию мира: что-то более познаваемо и управляемо, что-то менее. Но в любом случае, мы должны запомнить: «Я» непрерывно равно всему миру. Нет никаких границ.
Возможно, всё это выглядит фокусами со словами, вроде древнегреческих историй про кучу, черепах и Ахиллеса. Но это не так! Это глубже и раньше языка! Такая штуковина как «Я» не является штуковиной. Это просто переживание. Гигантское, сочное, размером с огромный грузовик, переживание.
«И че?» - спросите вы. В чем чит? Смотри скорее сюда, это - нейрон:
Эта клетка получает сигналы от других клеток, при этом заряжаясь или разряжаясь. Когда нейрон сильно зарядится, он сам испустит сигнал по своему хвосту. Так вот. С точки зрения нашего «Я», детали нейрона не имеют никакого значения, самое главное - это сигналы. Если что-то меняется в передаче сигналов, меняется наше сознание.
Простой пример номер 1. Наркотики. Видите щели между нейроном и его соседями? Никотин, попадая в такие щели, передает импульс нейрону, заменяя естественную передачу сигналов (и подменяя ацетилхолин). Кофеин, к примеру, умеет залезать внутрь клетки и препятствовать разложению некоторых мессенджеров - веществ, которые косвенно влияют на накопление заряда, а значит, в конце концов, и на сигнал. Амфетамин (и много-много других наркотиков), вообще, замыкает провода и делает входящий сигнал всегда активированным. Большое количество ядов просто прекращает передачу сигналов, что приводит к параличу или смерти.
Дальше начинается куча деталей: на какие конкретно нейроны в каких цепях воздействуют те или иные вещества. Именно поэтому и будут отличаться эффекты. Со стороны сознания же мы воспринимаем смещение - что-то поменялось в «Я». Видите? В пространство между нейронами и внутрь нейронов могут попадать практически все мелкие молекулы. Но только те, которые могут повлиять на передачу сигналов, мы замечаем и говорим "сознание изменилось". То есть сознание не в самих нейронах, но совершенно точно передача сигналов влияет на нас непосредственно.
Простой пример номер 2. Имплантаты. Есть такая штука как ухо. Это сложная структура, которая берет звук, фильтрует, искажает его, затем физически разделяет на частоты и затем посылает электрические сигналы в мозг. Кохлеарные имплантаты делают тоже самое, но на микропроцессорах (используя FFT)! Есть имплантаты, которые идут еще глубже в мозг. И люди, которые никогда не слышали, начинают слышать. Т.е. неважно, кто начинает посылать сигнал - живые нейроны или микросхема.
Еще круче история Эрика Вейенмайера[2]: всемирно известный атлет, ослепший в 13 лет, испробовал устройство, которое берет изображение с камеры и переводит пиксели в сигналы прикосновения к языку. Такое наязычное устройство через некоторое время позволило Эрику снова увидеть окружающие предметы. То есть наличие сигналов куда важнее и принципиальнее анатомии человека. Участки коры мозга Эрика, отвечающие за рецепторы языка, стали делать то, что должна делать зрительная кора!
Простой пример номер 3. Язык и слова. Это удивительнейшая вещь, и мы до конца не знаем, как это работает. Один человек переживает некоторый образ. Этот образ спускается вниз по коре до представления в словах. Эфферентные нейроны позволяют ему сказать эти слова в виде последовательности звуков. Другой человек слышит эти звуки, преобразует в последовательность электрических сигналов, в низших отделах коры распознаются отдельные звуки, на участках повыше узнаются слова, и так до тех пор, пока этот другой человек не переживет что-то. Не обязательно это будут в чем-то похожие переживания. Но факт остается фактом - высшие отделы неокортекса разных людей передают сигналы друг другу.
Слова заставляют нас испытывать ощущения. При этом зачастую не столь важно сказаны эти слова или написаны. Понимаете? Язык - это продолжение интерфейсов из мозга во вне. Если нет разницы между имплантатом и реальным органом, то стирается разница между сигналами от соседнего участка коры и сигналами от другого человека в виде слов. Если ты считаешь свой гиппокамп и другие отделы мозга собой, то тогда и все люди, с которыми ты разговариваешь - это тоже ты.
Как только мы понимаем, что «Я» - это большой информационный процесс, он поглощает собой всё обозримое пространство.
Если вас еще не вскрыло, просто представьте, какие большие последствия идут от понимания себя как глобального процесса. Это позволяет понять, почему работает «зеркальность». Посмотрите, недовольный чем-то человек, как правило, недоволен собой. Это становится очевидным, ведь это всего лишь паттерн восприятия, неважно к чему его применять. Ведь к чему не примени, всё является частью «Я». Но последствий гораздо больше. Эта нечеткость может показать, почему жертва и манипулятор играют в одну и ту же игру. Все зеркальные правила сразу начинают быть видны под другим углом. «Хочешь кого-то изменить? Начни с себя!» Это тоже становится естественным. Ведь в процессе передачи сигналов то, что мы называем "измени себя", расположено ближе, и оно более доступно.
Тусовка, друзья, семья - всё это гораздо ближе, чем мы привыкли думать. Жена - это не другой человек, это громадная часть твоего «Я», как сердце, почки или мозжечок. Попробуй не обращать внимания на свое сердце. Ничего хорошего из этого не выйдет.
Всё вокруг - это «ТЫ» и ничего кроме тебя. И ты - KING.
[1] Jill Bolte Taylor «My stroke of insight». Я не нашел перевода книги, но в сети есть англоязычный pdf и видео-лекции Джилл. Англоязычное название этой книги «My Stroke of Insight» содержит игру слов «удар = приступ/инсульт». Вроде должна быть издана книга на русском (Википедия ссылается на Азбука-Аттикус).
[2] Сандра Блейксли, Джефф Хокинс: «Об интеллекте». Эпическая книга о том, как работает мозг.