Читаю сейчас книгу «Visual бренд: притягивая взгляды потребителей» Олега Ткачева (как дочитаю, обязательно отпишусь в «
книгах»). В главе «Схема потребительского восприятия» Олег приводит отлично знакомую всем хорошим рекламистам концепцию восприятия AIDA. Я сотни раз до этого смотрел на эту схему, но почему-то именно сегодня меня посетила интересная мысль.
Схема модели AIDA, обнаруженная на ffffound.com
На всякий случай процитирую AIDA по Ткачеву. Итак, в рамках этой концепции мы должны провести потребителя через 4 последовательных этапа осознания:
Attention = внимание: привлечь внимание потребителя, заставить его «выхватить» данную коммуникацию среди множества других.
Interest = интерес: побудить потребителя «погрузиться» в изучение данной коммуникации, продемонстрировать ему вкратце, что это ему нужно/интересно/полезно.
Decision = решение: сформировать у потребителя понимание необходимости приобретения товара на основе более внимательного его изучения.
Action = действие: убедить потребителя в необходимости максимально быстрого действия по покупке товара/услуги.
Так вот, что касается привлечения внимания. Если взять гипотетический среднестатистический сайт (S) и сравнить его с гипотетической среднестатистической упаковкой, наружкой или принтом (R) отечественного производства, и там, и там мы получим унылое говно далеко не блестящий результат. Однако, на мой взгляд, такой S будет сделан качественнее, чем R, с точки зрения графического исполнения. Наиболее вероятной причиной этого является то, что люди, которые рисуют макеты дизайнов сайтов, как правило, сами выросли в этой «вебовской» среде, и больше ориентируются на западные примеры (а Западу, как известно, никто не мешал расти и развиваться в дизайне и рекламе во время застоя времен СССР).
В то же время, наш S будет скорее всего слабее R с точки зрения основ рекламы, маркетинга, брендинга. Просто потому что, как правило, те, кто создаёт R, лучше знакомы с теорией, когда как среднестатистический создатель S зачастую и не догадывается о том, что сайт это визуальная коммуникация и маркетинговый инструмент.
Поэтому я считаю, что высший пилотаж сайтостроительства - совмещение привлекательного дизайна и хорошего маркетинга. И мы к этому всё время стремимся. Как бы не было нам трудно перелагать «традиционно-магазинную» модель AIDA на наш продукт.
Кстати, ещё у Олега Ткачева понравилось:
Искусство - это поиск новых образов; это побуждение потребителя к решению интеллектуальной головоломки или шарады; это поиск ответа и нахождение собственного понимания, которое у каждого зрителя может быть своим. А реклама - это использование уже устоявшихся образов для донесения одного, четко определенного в брифе послания: все должны понять одно и то же.