Начну каплю с того, что мне не нравится слово «лытдыбр», и, скорее всего, этот пост - последнее место в моём ЖЖ, где Вам встретится это слово.
Кто не в курсе,
Вики идёт на помощь:
Лытдыбр - блог, дневник. Если печатать русское «дневник», забыв переключить клавиатуру с английского, получается «lytdybr». Слово придумано Романом Лейбовым. В качестве темы сообщения «лытдыбр» также может означать описание повседневных действий и наблюдений автора.
На целую календарную неделю я отвлекался от книги Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» на сумасшедшее количество встреч-брифов-дизайнов-сайтов-кодов-звонков-коммерческих. Если посчитать количество недоспанных мной часов на минувшей неделе и сравнить с тем, что я
публиковал ранее, новая картинка окажется просто порнографичной. А, поскольку мой ЖЖ читают и несовершеннолетние люди, выкладывать её я не буду. ;-)
Автор благодарит ffffound.com за клёвую картинку
Тем не менее, завалы я практически разгрёб, и могу продолжить приятнейшее чтение. Кстати, вторая часть этой книги удивительно легко читается. И, если первая была интересной, то вторую я даже и не знаю как назвать.
Предоставим слово Виктору Папанеку:
Когда делаешь вещь, новую вещь, так трудно ее сделать,то чаще всего она оказывается уродливой. Но тем, кто будет делать ее после тебя, уже не надо думать о том, как ее делать. И она может проучиться вполне привлекательной, так что начнет нравиться каждому, когда другие сделают это после себя. Пикассо (цитируется по Гертруде Стайн)
Важнейшей способностью дизайнера является его умение осознавать, выявлять, определять и решать проблемы. На мой взгляд, в дизайне главное - это чувствовать смысл проблем, быть их «первооткрывателем» и уметь обозначить проблемы, которые еще не осознаны, не выявлены, и придумать, как их решать. Количество и сложность таких проблем возросли настолько, что нужно постоянно находить все новые и все лучшие решения.
Решение проблем новым, творческим способом уже миллионы лет является биологическим и культурным наследием человека. Но поскольку мы живем в обществе, которое высоко ценит конформизм, наши творческие устремления всегда притуплялись или подавлялись, а часто и отвергались как явная эксцентричность.
Дух конформизма прививался удивительно быстро. Человека постоянно убеждают соответствовать нормам: не только национальные, региональные и местные власти предписывают определенные стандарты поведения, что можно понять, но вдобавок к этому, если ты живешь в пригороде, то вынужден учитывать мнение соседей, конформистское сознание формируется в школах, на работе, в церкви и даже вне их. Что происходит, если мы неспособны действовать в такой агрессивно конформистской среде? У нас «едет крыша», и нас отвозят к ближайшему психиатру. Первое, что, вероятно, скажет нам (пусть и не совсем такими словами) этот врачеватель человеческих душ: «Ну теперь мы вас должны адаптировать». А что такое адаптация, как не синоним конформизма? Я вовсе не ратую за абсолютно антиконформистский мир. Ведь конформизм - ценное человеческое качество, он помогает поддерживать целостность всего социального устройства. Но мы сделали грубейшую ошибку, спутав конформизм в действиях с конформизмом в мыслях.
Подробное психологическое тестирование показало, что таинственное качество, которое мы называем «творческое воображение», существует у всех людей, но резко уменьшается уже к тому времени, когда индивид достигает шестилетнего возраста. Школьное окружение («Не делай то! Не делай это! Вот это ты называешь портретом твоей мамы? Но ведь у твоей мамы только две ноги». «Хорошие девочки так не делают!») практически блокирует психику ребенка, который позднее подавляет свою способность свободно генерировать идеи. Конечно, некоторые запреты социально обусловлены: моралисты говорят, что они помогают ребенку понять, что такое совесть; психологи предпочитают называть это формированием Сверх-Я; религиозные вожди называют это осознанием добра и зла, или душой.
Читаю дальше. :-)