E-mail, ICQ, Skype, телефон и контроль в офисе

Feb 18, 2010 03:52


Этим постом я начинаю серию постов о корпоративном мудачестве чудачестве. В принципе сегодня речь пойдет о вещах очевидных, но почему-то ряд руководителей делает всё наоборот.

Итак, поговорим о средствах связи.



Картинка найдена на бескрайних просторах ffffound.com

Начнем с руководителей, которые запрещают использовать мобильные телефоны на рабочих местах. Я полностью согласен с такими руководителями, когда речь идёт, скажем, о врачах, делающих операции. Тут, ни о каком телефоне и речи быть не может. «Оленька, попросите, пожалуйста, пациента, чтобы он потерпел и не умирал, а мне пока звонят насчет пятничной игры в боулинг». Конечно, там, где ответственность зашкаливает за красную отметку, использование средств внешней связи недопустимо.

Но ведь встречаются и такие офисы, в которых некоторым сотрудником запрещено пользоваться мобильными телефонами. Это маразм чистой воды. А если у меня родственникам станет плохо? Маме, папе, жене, девушке. Или если у кого-то из близких что-то случится, и им срочно будет нужна моя помощь или совет? Их «срочно» должно терпеть до шести (или скольки там) вечера? В конце концов, вдруг забытый приятель наберется смелости позвонить раз в 5 лет, чтобы спросить «Ты сейчас там же работаешь? Круто! А моему зятю как раз нужны такие услуги (товары), дашь его номер вашим продажникам?» А сотрудник не возьмет трубку (телефон в корзинке на входе в офис), и нет «легких» денег.

Бездельников всегда видно. Если сотрудник много базарит по телефону не по делу, и у него хреновые показатели, его надо увольнять. Если при этом показатели хорошие, у него есть свой секрет, пусть базарит - главное что он даёт хороший результат. Конечно, не лишним будет осторожно поговорить с ним насчет содержания его телефонных разговоров, потраченного на них времени и упущенных возможностей добиться лучших результатов. Но я больше чем уверен, что в 99% российских компаний проблема таких сотрудников кроется в самой компании. Хреново с мотивацией, друзья. Причем, как с монетарной, так и с немонетарной. Почитайте книгу «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла и Пола Брауна. Во второй её части есть офигенные советы по улучшению мотивации.

Два слова о e-mail. Это старье. :-) Но это удобно, и этим пользуются. Только почему-то очень многие требуют срочного ответа на письмо. Это более чем разумно, если речь идёт о запросах на коммерческое предложение, заявках с сайта или случаях, когда об этом договорились заранее («Я тебе пришлю проект договора, отпишись по поводу него как можно раньше, пожалуйста»). Но, на мой взгляд, вся прелесть электронной почты в том, что никто не знает и не должен знать, когда я прочитаю письмо. Соответственно никто не знает, когда я смогу на него ответить. Каждые 5 минут проверять почту - глупость, даже если проверка проходит автоматически (описанные ранее случаи повышенной важности не в счет). Даже интервал в 2 часа это многовато. Я проверяю электронную почту 3 раза в сутки: утром, в обед и вечером. Если жду важное письмо, проверяю чаще, но при этом не отвечаю на остальные письма. Это незаметно ломало бы все планы, которые и без того едва вписываются в отведенное время.

Теперь черёд ICQ и подобных мессенджеров. Не поленюсь повторить: бездельников всегда видно. Если человек - лодырь, он не будет хорошо работать, как с мессенджерами, так и без них. Этого не понимает огромное количество руководителей. А ещё они не понимают, что мессенджеры это прекрасный инструмент деловой коммуникации. Вести переговоры в ICQ психологически проще большинству людей. Собеседник не видит, как ты нервно вцепился в подлокотники кресла, обдумывая ответ на вопрос, нет необходимости отвечать срочно - задержка с ответом в ICQ далеко не всегда связана с неуверенностью отвечающей стороны, и так далее. Конечно, всё зависит от масштабов переговоров и специфики продукта. Но продажи в ICQ работают не хуже телефонных.

Другое дело - требование клиентов, чтобы ты всегда был в ICQ. Есть у меня один клиент, которого я глубоко уважаю, прежде всего, как человека, и люблю, как клиента. Но недавно он «стал современным», и установил себе ICQ. Теперь он постоянно недоумевает, почему меня там нет (вообще обычно я невидимый - на «Привет! Как дела?» уходит масса времени) и почему, когда он мне пишет, я не отвечаю. Если я на месте, и если мне пишет клиент, я отвечу всегда. Хотя бы «Извини, сейчас я не могу говорить. Отпишусь через 10 минут». Но значительную часть времени днём я просто не могу быть в ICQ, поскольку работаю «в полях». Так что «немоментальность» e-mail вполне распространима и на ICQ, и это замечательно.

На порядок выше в списке современных средств связи стоит Skype. Формально Skype - это гибрид мобильного телефона и ICQ; поэтому суммируем ранее приведенные тезисы. Единственный недостаток Skype состоит в том, что в нём все разговоры часто растягиваются. Хотя тут тоже многое зависит от собеседников и их настроя на эффективность.

Вообще использование мессенджеров и Skype очень экономит деньги компании. Телефонные переговоры с другими городами (и тем более странами) обойдутся гораздо дороже, если использовать «классические» средства связи. А если у Вас до сих пор не безлимитный интернет в офисе или если, когда кто-то общается в Skype, он работает со скоростью дохлой черепахи - это Ваша персональная ошибка. Цены на трафик сейчас очень низкие (и дальше будут только ниже), безлимитных пакетов - просто тьма. Так на чем Вы экономите? На своём разорении? :-)

Беспрецедентный капец для меня - когда начинают контролировать компьютеры сотрудников: мониторить трафик, читать хистори в мессенджерах, прослушивать Skype, блокировать доступы к сайтам. И всё по той же причине: халявщикам не место в Вашем офисе, а эффективным сотрудникам можно (и даже нужно - Вы ведь и сами не 100% времени работаете) позволить посидеть в социальных сетях, перекинуться со знакомыми сообщениями в ICQ, отправить пост в ЖЖ; переключить внимание на что-то отличное от работы.

Любой контроль демотивирует талантливых людей. Жестокий контроль делает это очень быстро и мощно. Особенно это касается компаний, которые играют в «большие компании». Лично я очень хочу, чтобы внутри моего офиса всегда сохранялась атмосфера маленькой компании. Это сохраняет отличные отношения в коллективе и помогает создавать качественный продукт. И никаких запретов для сотрудников, если их показатели эффективности меня устраивают. Остальные, увы, нам не подходят. Дисциплина должна быть без наказаний, а мотивировать надо в стиле экшн (эти 2 книги лежат у меня на полке в очереди к прочтению).

А что запрещено на Вашем рабочем месте? ICQ? Skype? Социальные сети? Телефон?

Что запрещено не из средств связи, с чем Вы не согласны? Вы как-то боретесь с такими запретами, выражаете своё мнение? И, если «нет», то почему?

офис, skype, контроль, icq, e-mail, менеджмент, мотивация, телефон

Previous post Next post
Up