Через 7 часов я, как и
писал ранее, буду выступать на конференции Управления культуры Екатеринбурга, посвященной сайтам учреждений, подчиняющимся Управлению. Я буду говорить о веб-дизайне и организации информации. Накидал примерный текст своего выступления, и, прежде чем отправиться спать, показываю его Вам. :-)
Цели и задачи
Прежде чем браться за разработку любого сайта важно чёткоопределить цель создания сайта и обозначить круг задач, которые данный сайт будет решать. К примеру, если говорить о сайте музыкальной школы, круг возможных задач может быть самым разным:
- предоставление информационных материалов ученикам школы (домашние задания, нотный архив, аудиоматериалы по музыкальной литературе и так далее);
- предоставление информационных материалов для родителей учеников школы (договоры, счета на оплату услуг);
- обратная связь между родителями и школой («online-дневник успеваемости», доступный из личного кабинета родителя);
- анонсирование событий, проходящих в школе;
- информирование о достижениях школы и её учеников;
- в конечном итоге, продажа услуг музыкальной школы.
Не стоит бояться слова «продажа». Хороший сайт с приятным дизайном, удобным интерфейсом, правильно организованным и актуальным контентом способен повлиять на лояльность родителей ваших потенциальных учеников, и они придут к вам учиться.
Маркетинг
Таким образом, разработка любого сайта тесно связана с маркетингом. Поэтому необходимо найти ответы на вопрос, как позиционировать услугу, которой посвящен сайт, и как дифференцировать её от предложений конкурентов. Например:
Первенство: «Старейшая музыкальная школа Екатеринбурга. Чтём традиции».Атрибут: «Самая молодая музыкальная школа Екатеринбурга. Авангард и модерн».Лидерство: «Больше всего достижений по данным таких-то исследований».Цена: «Самая низкая стоимость обучения в Екатеринбурге».Узкая специализация: «Хоровая школа».Предпочтение: «В нашей школе учился Филипп Киркоров».Ещё один важный аспект, который значительно влияет и на дизайн сайта, и на решенияв плане организации информации - целевая аудитория сайта. Поэтому и в процессе создания сайта,
и в процессе работы с сайтом необходимо понимать, для кого предназначен этот сайт:
- Для мужчин или женщин, для взрослых или для детей?
- Какое образованиеимеют эти люди?
- Какой у них доход?
- Каков род их занятий?
- Каковы их индивидуальные особенности?
И, конечно, не стоит забывать о сайтах конкурентов - проанализировать эти сайты, не повторять их ошибок, взять с них всё самое лучшее, и сделать это ещё лучше.
Дизайн
Сайт - это инструмент визуальной коммуникации, и поэтому дизайн сайта во многом определяет его эффективность. Дизайн - это не просто картинка. Веб-дизайн имеет эстетическую
ифункциональную составляющие.
Эстетическая составляющая связана с визуальным восприятием: это графические элементы сайта, цветовые решения, шрифты.Нет никаких «золотых правил» эстетической составляющей дизайна эффективного сайта. Конечно, всем хочется, чтобы сайт был красивым, яркими интересным. Однако во многих случаях заказчики и разработчики слишком увлекаются эстетикой, что приводит к тому, что сайты выглядят смешными, а информацию на них трудно найти и работать с ней по меньшей мере неудобно.
Что не нужно делать:
- Использовать в контенте несколько шрифтовых гарнитур, множество размеров шрифта, украшать текстовые блоки разным цветом, злоупотреблять курсивным и полужирным выделением.
- Вставлять в контент не связанные изображения с целью оживить текст.
- Не нужно забывать про то, что главная функция сайта - передать информацию. Поэтому дизайн должен быть максимально простым.
Функциональная составляющая отвечает за доступность информации на сайте: это расположение информационных блоков, внешний вид управляющих элементов, навигация по сайту. То есть функциональная составляющая - это интерфейс вашего сайта.
Дизайнерские решения и в плане эстетики, и в плане интерфейса зависят от целей и задач, а также от маркетинговой составляющей будущего сайта.
В процессе разработки дизайна сайта необходимо полностью доверять вашему разработчику и максимально прислушиваться к его рекомендациям. Серьёзный разработчик изначально настроен на то, чтобы создать для вас хороший сайт в соответствии с вашими потребностями, и не нужно мешать ему в этом, ведь он - профессионал в веб-дизайне, а вы - нет. Уровень работы иллюстраторови юзабилитисайтов разработчика всегда видны из его портфолио.
Юзабилити
Юзабилити - это уровень удобности сайта для использования.Конечно,трудно работать над юзабилити без анализа конкретного сайта. Однако можно выделить фундаментальные правила, которые сделают ваш сайт более удобным:
- Пользователь всегда должен понимать, какие элементы сайта являются навигационными. Так, все ссылки должны быть подчеркнутыми, а при наведении на них курсором мыши они должны изменять цвет.
- Пользователь всегда должен понимать, какое действие последует за каким-либо его действием на сайте.
- На внутренних страницах логотип должен быть ссылкой на главную страницу сайта.
- Ни одна из страниц сайта не должна ссылаться сама на себя.
- Меню, как главный инструмент навигации, должно находиться в одном и том же месте на всех страницах сайта.
- Нельзя перегружать структуру сайта элементами. В меню хорошего сайта должно быть не более 5-9 элементов, поскольку среднестатистический человек способен одновременно удержать в памяти 7±2 объекта.
- Пользователь всегда должен иметь четкое представление о том, в каком разделе сайта он находится. Это достигается за счет выделения соответствующего пункта меню (к примеру, посредством цветового кодирования), за счет присутствия на странице соответствующего заголовка, а также за счет использования хлебной крошки, отображающей иерархию страниц сайта.
- Адрес страницы должен быть интуитивно понятным и соответствовать структуре сайта.
- Страницы сайта должны быть оформлены в едином стиле, если это не заложено в задачах сайта и в маркетинговой составляющей.
- Сайт это интерактивный инструмент; поэтому не нужно вставлять на сайт конструкции вроде «Подробную информацию по этому вопросу Вы можете получить в разделе „Услуги“: http://www.site.ru/uslugi/». Для этого существуют гиперссылки, которые следует ставить на подходящем по смыслу тексте: «Подробнее об этом в разделе „Услуги“».
- Если информационный блок со ссылкой дополняет изображение, необходимо поставить ссылку и на этом изображении.
- Стоит отказаться от «роботизированных» элементов сайта, таких как «Уважаемый(ая)» и, в особенности, от ссылок «Подробнее» и «Читать далее» - ссылки необходимо ставить на соответствующем содержанию следующей страницы тексте.
- Контент должен соответствовать ожиданиям посетителей.
- Не стоит использовать на сайтах большие текстовые блоки.
- Не стоит перегружать контент страниц тяжелыми картинками; изображения необходимо сохранять с оптимизацией для интернета.
- Кроме того, на сайтах не должно быть музыки в декоративных целях.
Организация информации
Организация информации - сложный процесс. Заказчикам всегда хочется рассказать пользователям сайта очень многое, но далеко не всегда в это есть необходимость и далеко не всегда это положительно сказывается на эффективности сайта.
В наше время люди очень торопятся. В интернете люди торопятся просто катастрофически. Большинство пользователей пробегают взглядом по заголовкам информационных блоков и практически не читают непосредственно текст, особенно если он слишком объемный.
Поэтому при подготовке контента для сайта необходимо:
- понять, какие материалы нужно собрать в соответствии с задачами сайта и маркетинговой составляющей;
- распределить эти материалы в соответствии с иерархической структурой сайта;
- максимально сократить объемы текстовой и графической информации, оставив только самое полезное и интересное для пользователей.