О.Бальзак "Шагреневая кожа"

Oct 02, 2008 12:46


Сейчас  я  вам в  кратких  словах открою великую  тайну человеческой  жизни.
Человек истощает  себя безотчетными поступками, --  из-за них-то  и иссякают
источники  его бытия.  Все формы  этих двух  причин  смерти сводятся  к двум
глаголам  желать  и   мочь.  Между   этими   двумя  пределами   человеческой
деятельности находится  иная формула,  коей обладают мудрецы, и ей  обязан я
счастьем моим и долголетием.  Желать сжигает  нас,  а мочь  -- разрушает, но
знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в  спокойном
состоянии. Итак, желание, или хотение, во мне мертво, убито мыслью; действие
или могущество свелось к  удовлетворению требований моего организма. Коротко
говоря, я  сосредоточил свою  жизнь не в сердце, которое может быть разбито,
не в ощущениях,  которые притупляются, но в мозгу, который не изнашивается и
переживает  все. Излишества не  коснулись ни моей души, ни  тела. Меж  тем я
обозрел весь мир. Нога моя  ступала  по высочайшим  горам Азии и  Америки, я
изучил все человеческие языки, я жил  при  всяких  правительствах.  Я ссужал
деньги  китайцу,  взяв  в  залог труп  его  отца, я  спал  в палатке  араба,
доверившись его слову, я подписывал контракты во всех европейских столицах и
без боязни оставлял свое золото в вигваме  дикарей; словом, я добился всего,
ибо умел всем  пренебречь. Моим  единственным  честолюбием было  --  видеть.
Видеть -- не значит ли это  знать?..  А знать, молодой человек, -- не значит
ли это  наслаждаться интуитивно?  Не  значит ли это открывать самую сущность
жизни и глубоко  проникать в  нее? Что остается от материального  обладания?
Только идея. Судите же, как прекрасна  должна быть жизнь  человека, который,
будучи  способен  запечатлеть  в  своей  мысли   все  реальности,  переносит
источники  счастья  в  свою  душу  и извлекает из  них  множество  идеальных
наслаждений, очистив их  от всей  земной скверны. Мысль --  это ключ ко всем
сокровищницам, она  одаряет вас всеми радостями скупца, но без его  забот. И
вот я  парил над миром, наслаждения мои всегда были радостями духовными. Мои
пиршества  заключались  в  созерцании  морей,  народов,  лесов,  гор.  Я все
созерцал, но  спокойно,  не зная усталости;  я  никогда ничего  не  желал, я
только  ожидал. Я прогуливался по вселенной, как по  собственному саду.  То,
что люди зовут печалью, любовью,  честолюбием,  превратностями, огорчениями,
-- все это для  меня лишь мысли, превращаемые  мною  в мечтания; вместо того
чтобы  их  ощущать,  я их  выражаю,  я их истолковываю;  вместо  того  чтобы
позволить  им  пожирать  мою  жизнь, я  драматизирую  их,  я их  развиваю; я
забавляюсь ими, как  будто  это  романы, которые  я читаю  внутренним  своим
зрением. Я  никогда не утомляю своего организма и  потому все еще  отличаюсь
крепким здоровьем. Так как моя  душа унаследовала  все  не растраченные мною
силы, то моя  голова богаче моих складов. Вот где, -- сказал он, ударяя себя
по лбу, -- вот где настоящие миллионы! Я провожу свои дни восхитительно: мои
глаза  умеют  видеть  былое;  я  воскрешаю   целые  страны,  картины  разных
местностей, виды океана, прекрасные образы истории. У меня есть воображаемый
сераль, где  я обладаю всеми женщинами, которые мне не принадлежали. Часто я
снова вижу  ваши  войны,  ваши  революции  и  размышляю о  них.  О,  как  же
предпочесть  лихорадочное,  мимолетное восхищение каким-нибудь телом,  более
или менее цветущим, формами, более  или менее  округлыми, как же предпочесть
крушение  всех  ваших  обманчивых  надежд --  высокой способности  создавать
вселенную в своей душе; беспредельному наслаждению двигаться без опутывающих
уз времени,  без помех пространства; наслаждению -- все объять, все  видеть,
наклониться  над краем мира, чтобы  вопрошать другие  сферы,  чтобы  внимать
богу? Здесь, -- громовым голосом воскликнул он, указывая на шагреневую кожу,
--  мочь и желать соединены! Вот они, ваши  социальные идеи, ваши чрезмерные
желания,  ваша невоздержность,  ваши радости, которые убивают, ваши  скорби,
которые  заставляют жить  слишком  напряженной  жизнью, --  ведь боль, может
быть, есть не что иное,  как предельное  наслаждение.  Кто мог бы определить
границу,  где  сладострастие  становится  болью  и  где  боль  остается  еще
сладострастием? Разве  живейшие лучи мира  идеального не  ласкают взора, меж
тем  как самый мягкий сумрак мира физического  ранит его беспрестанно? Не от
знания ли рождается мудрость? И что есть безумие, как не безмерность желания
или же могущества?
     --  Вот  я и хочу жить,  не  зная  меры! --  сказал  незнакомец, хватая
шагреневую кожу.

цитаты

Previous post Next post
Up